УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

Доцент М. П. НИКОЛАЕВ, кандидат филологических наук ГОГОЛЕВСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ПОВЕСТИ В ПОВЕСТИ» I Читая художественные произведения Чернышевского, не­ вольно обращаешь внимание на множество стихотворных отрывков, ссылок на литературные образы и «дописывания» некоторых классических произведений. Эта интересная осо­ бенность его стиля характерна вообще для писателей демо­ кратической литературы. Произведения любимых поэтов — Некрасова, Лермонтова, Гете—Чернышеский использует обыч­ но как средство для характеристики положительных героев (Веры Павловны, Алферьева и других), обращение же к на­ следству Гоголя вызывается, как правило, потребностями кри­ тического показа действительности. Использование произведений Гоголя в сатирическом плане особенно заметно в романе «Повести в повести». Это произве­ дение создавалось после выхода в свет— «Что делать?». До Чернышевского доходили отголоски ожесточенных споров по поводу его романа, он знал о тех репрессиях, которые об­ рушились и на роман и на журнал «Современник». В этих ус­ ловиях ему пришлось пересмотреть свои творческие приемы и формы общения с читателем. Разработка положительного идеала в новом произведении в сравнении с программным ро­ маном «Что делать?» значительно ослаблена, большое место в нем отведено проблеме прекрасного в жизни и искусстве. Автор заметно изменил и манеру изложения материала. 06- ■разном для себя он избрал произведение «Тысяча и одна 151

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=