УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
читателя к последующему сближению образов Лизаветы и Со ни. Сходный художественный прием мы находим в «Братьях Карамазовых», когда жена Снегирева упорно называет Кара мазова Чер.номазовым В аспекте близости Сони и Лизаветы приобретает особый интерес Софья Ивановна из «Братьев Карамазовых», которая характеризуется теми же самыми эпитетами: «кроткая, не злобивая, безответная», с «феноменальным смирением»2. Иннокентий Анненский очень тонко почувствовал эту связь Софьи Мармеладовой с Софьей Карамазовой, когда писал: «После смерти Раскольникова Соня досталась Федору Павло вичу Карамазову. В родах третьих и побитая,— она, говорят, умерла. А этот третий сын и есть Алеша Карамазов. Он не многое сумеет объяснить, но у него осталась Лизаветина кни га, ресурс его матери» 3. Это сказано неточно, даже несколько фантастически, но мысль, по существу, совершенно правильная. Софья Ивановна в «Братьях Карамазовых», и на сей раз, действительно, без всякой «обмолвки»,— Софья Ивановна из «Преступления и наказания»: в «поэтическом хозяйстве» Достоевского, где одинаковые имена обычно носят одинаковые или сходные пер сонажи, обе «Сони» играют одну и ту же роль и выполняют одну и ту же идейно-художественную функцию. 1 Указ. соч. Достоевского, т. IX, стр. 15. «Братья Карамазовы», кн. IV, гл. VI. , 2 Там же, «Братья Карамазовы», кн. I, гл. 3. 3 Ин. Анне нский , Вторая книга отражений. СПб., 1909.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=