УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
эта любовь (к Настасье Филипповне— М. А.), так ты, пожа луй, точь-в-точь как твой отец бы стал, да и в весьма скором временя. Засел бы молча один в этом доме с женой... только деньги молча и сумрачно наживая. Да много-много что старые бы книги когда похвалил, да двуперстным сложением заинте ресовался»...1 О том же говорит Рогожину и Настасья Филипповна: «Ты все это баловство теперешнее скоро бы и бросил. А так как ты совсем необразованный человек, то и стал бы деньги копить, и сел бы, как отец, в этом доме с своими скопцами; пожалуй бы, и сам в их веру под конец перешел»...2 На эту духовную близость и тяготение Рогожиных к сек тантству и старообрядчеству и намекает их фамилия, которая ассоциируется у Достоевского с известным московским рас кольничьим центром, сосредоточенным вокруг Рогожинского кладбища и называемым «Рогожинское согласие». Почему эта фамилия связана с московскими раскольника ми, если действие романа происходит в Петербурге и сам Ро гожин петербуржец? Дело в том, что прототипом Рогожина является московский потомственный гражданин, убийца юве лира Ильи Калмыкова, купец Мазурии 3. В романе сохранены все черты и подробности московского убийства, и сам москов ский убийца неоднократно сопоставлен с Рогожиным. «Я уве рена, — пишет Настасья Филипповна Аглае Епанчиной о Ро гожине, — что у него в ящике спрятана бритва, обмотанная шелком, как и у того московского убийцы; тот тоже жил с ма терью в одном доме и тоже перевязал бритву шелком, чтобы перерезать одно горло. Все время, когда я была у них в доме, мне все казалось, что где-нибудь... спрятан мертвый и накры тый клеенкой, как и тот московский, и так же обставлен кру гом склянками со ждановскою жидкостью. Он меня убьет...» 4 Когда убийство Настасьи Филипповны совершается и Рого жин, ее убийца, рассказывает Мышкину, что труп он покрыл американской клеенкой и обставил вокруг склянками с жда новской жидкостью, Мышкин говорит: «Это как там... в Мос кве?» 5 Прообраза Рогожина Достоевский, как мы видим, отнюдь не скрывает; наоборот, он стремится к тому, чтобы, читая о пе тербургском герое, мы помнили и о его московском прототипе. 1 Указ. соч. Достоевского т. VI, стр. 189. 2 Т а м же. 3 См. исследование В. С. Дорватовской-Любимовой: «Идиот» Достоев ского и уголовная хроника его времени («Печать и революция», 1928, т. III, стр. 31—38). 4 Указ. соч. Достоевского, т. VI, стр. 402. «Идиот», ч. III, гл. 10. Ср. так же ч. 1, гл. 15. Там же, т. VI, стр. 145—146: «...намотает на бригву шелку, закрепит, да тихонько сзади и зарежет... как я читала недавно». 5 Указ. соч. Достоевского, т. VI, стр. 536. «Идиот», ч. IV, гл. 11. 144
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=