УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
однако, только каламбур одного из действующих лиц романа. Подлинное авторское осмысление фамилии «Рогожин» связа но, как почти всегда у Достоевского, с одной из существенней ших черт характера героя, носителя данной фамилии. Мышкин, направляясь впервые к Рогожину, еще издале ка был поражен «особенной физиономией» одного дома, о котором он тотчас же подумал, что это — рогожинский. И оказался прав. Дом, в котором жил Рогожин, «был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвета грязно зеленого». Дома в этом роде, поясняет автор, «строены проч но, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами; в нижнем этаже окна иногда с решетками. Большею частью вни зу меняльная лавка. Скопец, заседающий в лавке, нанимает вверху. И снаружи и внутри как-то негостеприимно и сухо, все как будто скрывается и таится, а почему так кажется по одной физиономии дома — было бы трудно объяснить. Архи тектурные сочетания линий имеют, конечно, свою тайну» ’. Дом Рогожина, в котором все «скрывается и таится» — ти пично раскольничий: недаром селятся в нем скопцы. И если по одному виду дома Мышкин догадался, кто его владелец, значит в Рогожине есть нечто раскольничье. «Твой дом,— го ворит Мышкин Рогожину,— имеет физиономию всего вашего семейства и всей вашей рогожинской жизни... Прежде и не вздумал бы, что ты в таком доме живешь, а как увидал его, так сейчас и подумал: «Да ведь такой точно у него и должен быть дом!» Рогожин отвечает Мышкину: «Этот дом еще де душка строил. В нем всё скопцы жили...» 2 В комнате Рогожина привлек внимание Мышкина один портрет: «он изображал человека лет пятидесяти, в сюртуке покроя немецкого, но длиннополом, с двумя медалями на шее, с очень редкою и коротенькою седоватою бородкой, со смор щенным и желтым лицом, с подозрительным, скрытным и скорбным взглядом. — Это уж не отец ли твой? — спросил князь. — Он самый и есть... — Он был ведь не из старообрядцев? — Нет, ходил в церковь, а это правда, говорил, что по старой вере правильнее. Скопцов тоже уважал очень» 3. Тончайший сердцевед и физиономист Мышкин, по одному портрету Настасьи Филипповны определивший ее характер и судьбу, и на сей раз по портрету разгадал характер отца Ро гожина. И не только отца, но и сына, которому он говорит: «Если бы не было с тобой этой напасти, не приключилась бы 1 Указ. соч. Достоевского, т. VI, стр. 180. «Идиот», ч. II, гл. 3. 2 Та м же, стр. 182—183. 3 Т а м ж е. 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=