УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
в свои руки» ’, взять так, как в свое время он «взял» идейно и душевно расшатанного Шатова. Прототипом Шатова является не только вышеупомянутый И. И. Иванов, но, как полагают некоторые исследователи 2, и В. И. Кельсиев, который был вначале политическим эмигран том и революционером, одним из лиц, близких к Герцену, а затем радикально переменил свои воззрения и вернулся в Рос сию. Герцен, хорошо и долго знавший Кельсиева, характери зует его как человека незаурядного, в котором было «много недостроенного и неустоявшегося». «Он учился всему на свете и ничему не научился до тла... От постоянной критики всего общепринятого раскачал все нравственные понятия и не приоб рел никакой нити поведения... «Бегуном» был он в душе, бегу ном, нравственным и практическим: его мучила тоска неусто- явшейся мысли. На одном месте он оставаться не мог...» 3 В этой блестящей характеристике нет ни одного слова, которое не могло бы быть отнесено и к Шатову. Во многих отношени ях Герцен рисует прототип Шатова теми же чертами, какими самого Шатова рисует Достоевский. «Недостроенный и не- устоявшийся», «раскачал все нравственные понятия», «тоска неустоявшейся мысли»,— это ведь все то, что Достоевский на зывал идейной и душевной шатостью и шаткостью, все то, что он имеет в виду, когда говорит, что в голове Шатова «как буд то что-то шаталось», словом, все то, за что Достоевский и на звал своего героя Ша товым . 4. РОГОЖИН Когда князь Мышкин предлагает Настасье Филипповне руку, она, еще не зная о выпавшем ему богатом наследстве, говорит ему: «Чем жить-то будешь, коли уж так влюблен, что рогожинскую берешь, за себя-то, за князя-то» 4. Позднее, узнав о богатстве князя, она снова от него отказывается, но уже по другим мотивам: «Тебе теперь надо Аглаю Епанчину, а не На стасью Филипповну» 5. Князь не женился ни на «Рогожин- ской», ни на Епанчиной; случилось по поговорке: «Ни к роже рогожа, ни к лицу епанча». Но самое противопоставление На стасьи Филипповны себя, «Рогожинской», Епанчиной харак терно и звучит в ее устах, как нарицательное осмысление фа милий: тебе, мол, князь, не рогожа, а епанча подобает. Это, 1 Указ. соч. Достоевского, т. VII, стр. 545. «Бесы», ч. III, гл. 8 . 2 Об этом см. в комментариях А. С. Долинина к «Письмам» Достоев ского, т. II, стр. 398—399. 3 См. собр. соч. А. И. Герцена под редакцией Лемке, т. XXI, См. выше стр. 137—138. 4 Поли. собр. худож. произв. Достоевского, ГИЗ, 1926, «Идиот», ч. 1,. гл. 15, т. VI, стр. 147. 5 Т а м же , т VI, стр. 152. «Идиот», ч. 1, гл. 16. 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=