УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
«его «разъединении и шатании»1. Эту мысль он иллюстрирует живыми и литературными примерами. В связи с одним поку шением на убийство он говорит о «шатающейся душе»2, в связи с самоубийством — о «шатающемся уме» 3, а об одном из действующих лиц «Дворянского гнезда» он примечает «ша лость понятий, воли и чувства» 4и т. д. Но Достоевский не ограничивается лишь описанием вели чайшего, по его мнению, общественного недуга, но и пытается его лечить. Чем и как? «В минуту общей ша ло с т и и неоп ределенности,— пишет Достоевский,— иные попробовали пред ложить, не обратиться ли, дескать, к народу, или к народным началам?» 5 В числе этих «иных» был, в первую очередь, сам Достоевский со своей проповедью «почвенничества», а также и тот его герой, который, находясь в сонмище «бесов» и сам будучи одним из них, возгласил de profundis осанну «на родным началам» и тем «спаося», иными словами, тот самый Шатов, который преодолел свою «шалость» и перестал быть «Шатовым». Еще в «Идиоте», Достоевский устами Лебедева говорит: «...друг человечества с шатостью нравственных оснований есть людоед человечества...» 6 Об этих-то «друзьях человече ства», выступивших в эпоху «скептицизма и шалости в основ ных общественных убеждениях», и писал Достоевский свой роман «Бесы». «Где, в какой Европе,— восклицает писатель, говоря о нечаевцах, прототипах героев «Бесов»,— найдете вы теперь больше шалости во всевозможных направлениях, как у нас в наше время!» 7 Об этой «шалости» говорит Достоевский устами своих героев и в самом романе. Верховенский-отец, либерал 40-х годов, глядя с недоумением на разыгрывающие ся вокруг него события, говорит: «Я не знаю ничего... Наше время настанет опять и опять направит на твердый путь все ша т ающе е с я , теперешнее»8. А Варховенский-сын, напро тив, торжествующе заявляет, что в том и состоит задача вре мени, чтобы «всех обескуражить, изо всего сделать кашу и р а сша т а вше е с я таким образом общество... вдруг взять > «Дневник писателя» за 1876 г., сентябрь. Там же, т. XI, стр. 414. 2 «Дневник писателя» за 1876 г., май, «Суд и госпожа Канровз». Там же, том XI, стр. 285. 3 «Дневник писателя» за 1876 г., май, «Одна несоответственная идея», там же, т. XI, стр. 304. 4 «Дневник писателя» за 1876 г., апрель, «Благодетельный швейцар, спасающий русского мужика». Там же, т. XI, стр. 261. 5 «Дневник писателя» за 1873 г. «О том же». Т а м ж е, т. XI, стр. 437. 6 Поли. собр. худож. произв. Достоевского, ГИЗ, 1926, т. VI, стр. 331. «Идиот», ч. III, гл. 4, стр. 331. 7 «Дневник писателя» за 1873 г., «Одна из современных фальшей», •«Мечты и грезы», ГИЗ, 1929, т. XI, стр. 133. з Указ соч. Достоевского, т. VII, стр. 23. «Бесы», ч. 1, гл. 1, 6 . 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=