УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

мне-то на слово теперь не верите, а сами на том останови­ тесь... В страдании есть идея. Миколка-то прав» '. Примечательно, что эту наклонность к религиозному фана­ тизму с раскольничьей жаждой «принять страдание» отмечает, как основную черту характера, Свидригайлов и у сестры Раскольникова, Авдотьи Романовны (Дуни): «Знаете, мне всег­ да было жаль, с самого начала, что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры... Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели муче­ ничество, и, уж конечно, бы улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами. Она бы пошла на это нарочно сама, а в четвертом и пятом веках ушла бы в Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями. Сама она только того и жаждет и требует, чтобы за кого-нибудь муку поскорее принять...» 2 Это уже прямо сектантский характер с традиционным идеа­ лом мученичества и пустынножительства, натура цельная и фанатическая. И сходство ее в этом отношении с бра­ том показывает, что религиозный фанатизм не личная особен­ ность каждого из них, а семейная, родовая черта, что оба они вполне оправдывают свою фамилию, оба действительно — Раскольниковы. 3. ШАТОВ Одним из прототипов героя «Бесов», Ивана Шатова, яв­ ляется, как известно, убитый С. Г. Нечаевым (в романе — Петром Верховенским) студент Петровской академии Иван Иванович Иванов. Имя этого прототипа — Иван — Достоев­ ский за своим героем сохранил, но фамилию дал ему Шатов. Фамилия эта не случайная, а, как почти всегда у Достоевско­ го, своеобразно увязанная с ее носителем. «Шатов,— расска­ зывает хроникер «Бесов»,— бормотал бессвязно, чадно и во­ сторженно. Как будто что-то шаталось в его голове...» 3 Здесь осмысление фамилии (связь «Шатова» с «шатанием», «ша­ лостью») почти материально конкретизировано и обнажено. Но, конечно, не физиологическим ощущением Шатова в опре­ деленный момент жизни оправдана его фамилия, а всем ду­ шевным состоянием героя и той ролью, которую он в романе играет. Шатов — человек с резкими душевными и идейными ша­ таниями. Бывший атеист и революционер, он радикально ме­ няет свои убеждения, порывает с подпольным революционным 1 Поли. собр. худож. произв. Достоевского, ГИЗ, 1926, т. V, стр. 373. 2 Т а м ж е, т. V, стр. 386, «Преступление и наказание», ч. VI, гл. 4. 3 Т а м же, «Бесы», ч. III, гл. 5, 6, ГИЗ, 1926, т. VII, стр. 483. 139

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=