УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
мне-то на слово теперь не верите, а сами на том останови тесь... В страдании есть идея. Миколка-то прав» '. Примечательно, что эту наклонность к религиозному фана тизму с раскольничьей жаждой «принять страдание» отмечает, как основную черту характера, Свидригайлов и у сестры Раскольникова, Авдотьи Романовны (Дуни): «Знаете, мне всег да было жаль, с самого начала, что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры... Она, без сомнения, была бы одна из тех, которые претерпели муче ничество, и, уж конечно, бы улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами. Она бы пошла на это нарочно сама, а в четвертом и пятом веках ушла бы в Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями. Сама она только того и жаждет и требует, чтобы за кого-нибудь муку поскорее принять...» 2 Это уже прямо сектантский характер с традиционным идеа лом мученичества и пустынножительства, натура цельная и фанатическая. И сходство ее в этом отношении с бра том показывает, что религиозный фанатизм не личная особен ность каждого из них, а семейная, родовая черта, что оба они вполне оправдывают свою фамилию, оба действительно — Раскольниковы. 3. ШАТОВ Одним из прототипов героя «Бесов», Ивана Шатова, яв ляется, как известно, убитый С. Г. Нечаевым (в романе — Петром Верховенским) студент Петровской академии Иван Иванович Иванов. Имя этого прототипа — Иван — Достоев ский за своим героем сохранил, но фамилию дал ему Шатов. Фамилия эта не случайная, а, как почти всегда у Достоевско го, своеобразно увязанная с ее носителем. «Шатов,— расска зывает хроникер «Бесов»,— бормотал бессвязно, чадно и во сторженно. Как будто что-то шаталось в его голове...» 3 Здесь осмысление фамилии (связь «Шатова» с «шатанием», «ша лостью») почти материально конкретизировано и обнажено. Но, конечно, не физиологическим ощущением Шатова в опре деленный момент жизни оправдана его фамилия, а всем ду шевным состоянием героя и той ролью, которую он в романе играет. Шатов — человек с резкими душевными и идейными ша таниями. Бывший атеист и революционер, он радикально ме няет свои убеждения, порывает с подпольным революционным 1 Поли. собр. худож. произв. Достоевского, ГИЗ, 1926, т. V, стр. 373. 2 Т а м ж е, т. V, стр. 386, «Преступление и наказание», ч. VI, гл. 4. 3 Т а м же, «Бесы», ч. III, гл. 5, 6, ГИЗ, 1926, т. VII, стр. 483. 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=