УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
"ны. Да и как кинул-то: нарочно на аршин мимо взял,'чтобы •какого вреда не произвести! Ну, известно, какой конец арестан ту, который с оружием кидается на начальство: и «принял, значит, страдание»1. Этим рассказом Порфирий Петрович поясняет Раскольни кову свое понимание характера маляра Николая Дементьева («Миколки»), который из-за того только принимает на себя несовершенное преступление, что хочет, как и тот арестант, «пострадать». «А насчет Миколки угодно ли вам знать, что это за сюжет, в том виде, как то есть я его понимаю?.. Из вестно ли вам, что он из раскольников, да и не то, чтоб из раскольников, а просто сектант; у него в роде бегуны бывали, и сам он еще недавно целых два года в деревне у некоего старца под духовным началом был. Все это я от Миколки и от зарайских его узнал... Знаете ли, ...что значит у иных из них «пострадать»? Это не то, чтобы за кого-нибудь, а так просто «пострадать надо»... я и подозреваю теперь, что Миколка хо чет «страдание принять» или вроде того. Это я наверно, даже по фактам, знаю-с»2. Порфирий Петрович (устами которого здесь говорит сам Достоевский) совершенно правильно понимает мотивы, побуж дающие Миколку принять на себя чужое преступление. Пра вилен и путь его поисков: «от зарайских его узнал». Микол- :ка — уроженец Зарайского уезда Рязанской губернии 3, той самой губернии и того уезда, где искони (еще с XVIII века) подвизались сектанты и раскольники. Ф. В. Ливанов в своем труде «Раскольники и острожники», описывая раскольничье движение в Рязанской губернии, выделяет в ней уезды Зарай ский и Егорьевский, как преимущественно «зараженные рели гиозным вольномыслием»4. Не без значения и упоминание Порфирия Петровича о связи Миколки с бегунами («у него в роде бегуны бывали»): именно из секты бегунов чаще всего выходили такие жаждущие «принять страдание». А. Ф. Кони, которому по роду своей судебной деятельности приходилось сталкиваться и с бегунами, рассказывает о них следующее: «Есть между последователями крайних и мрачных ■сектантских учений, вроде морелыциков, самосожигателей, б е- гу н о в, люди, считающие, что царствие небесное может быть достигнуто только тяжкими и незаслуженными испытаниями, и потому ищущие «принять страдание», возводя на себя не- 1 «Преступление и наказание», ч. VI, гл. .2, там же, т. V, стр. 369—370. 2 Т а м же. 3 Там ж-е, стр. 113, показание о Миколке его земляка Душкина: <А крестьянина, ефтова, Мнколая Дементьева, знаю сызмальства, нашей тубернии и уезда, Зарайского, потому-де мы сами рязанские». 4 Ф. В. Л нванов , Раскольники и острожники, т. II, стр. 511—542 л т. III, стр. 379—386 (изд. 1-е). Рязанские молокане и духоборы. 135
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=