УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

«Символ материнского начала» — это весьма сомнительно, но женский, точнее девичий характер стиля писем Девушки­ на — действительный факт. Это обстоятельство бросается в глаза, и на него обратили внимание уже первые читатели «Бед­ ных людей». «Бедный молодой человек,— писал критик «Библиотеки для чтения»,— а я, признаться, сначала думал, что автор «Бед­ ных людей» не молодой человек, а молодая особа и теперь еще не совсем уверен, что он не девушка... Он такой скром­ ненький, тихонький, маленький, пригоженький,— он, который даже не смеет говорить ore rotundo и изъясняется все од­ ними только уменьшительными... «В роще щебетали птички, кустики, обегавшие опушку, были такие хорошенькие, такие веселенькие, березка раскидывалась с такими говорливыми, трепещущими листочками, что бывало, невольно перебежишь лужайку, по травке, так гармонически шелестящей под нож­ кой»... Все у него миньонное — идеечка самая капельная, под­ робности самые крошечные, сложок такой чистенький, перыш­ ко такое гладенькое, наблюденьице такое маленькое, чувства и страстицы такие нежненькие, такие кружевные. Это не живо­ пись кистью, но вышивание иголкой по канве; природа натяну­ та на пяльцах, и сочинитель наблюдает ее, считая стежки...» 1 Основные особенности стиля Девушкина, и в частности его любовь к уменьшительным словам, схвачены критиком «Биб­ лиотеки для чтения» правильно. Ошибка его, как и ряда совре­ менных ему критиков 2, в том, что он отождествляет стиль и характер героя Достоевского со стилем и характером самого автора. Именно на это жалуется Достоевский в своем письме к брату Михаилу: «В публике нашей есть инстинкт, как во всякой толпе, но нет образованности. Не понимают, как можно писать таким слогом. Во всем они привыкли видеть рожу со­ чинителя; я же моей не показывал. А им и не вдогад, что гово­ рит Девушкин, а не я, и что Девушкин иначе говорить не мо­ жет» 3. Девушкин, как правильно указывает Достоевский, «иначе и говорить не может». Слог девушки Девушкину и подобает, стиль его писем находится в согласии с его фамилией. «История Вареньки Доброселовой,— пишет В. Виногра­ дов,— была предопределена литературной традицией того «ме­ щанского» сентиментального романа, форму которого избрал 1 «Библиотека для чтения», 1846, т. 75, март, отд. VI, стр. 3—5. 2 См. рецензии в «Иллюстрации» от 26 января 1846 г., в «Финском Вестнике», 1846 г., т. 9, отд. V, стр. 29, в «Северной Пчеле», 1846, № 25. 3 Письмо к М. М. Достоевскому от 1 февраля 1846 г., см. «Письма» Достоевского под редакцией А. С. Долинина, т. 1, стр. 86 , № 32. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=