УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
употребляет и его языковую манеру, а именно так называе мую «народную» этимологию (Устав вместо Густав, щпиц- прутья вместо шпицрутены), что крайне редко встречается у Горького при использовании народного сказа. Но и здесь Горький проявляет большую умеренность и использует только ту «народную» этимологию, которая изредка встречается в ска зе. Так, в одном из сказов, опубликованных Блиновой, шпиц рутены, действительно, называются шпицпрутены. В рассказах Пушкаря нет негодования, только ирония по казывает презрительное отношение этого пассивного обвини теля к изображаемому в рассказе. Однако его спокойные, объ ективные показания о нелепых жестокостях прошлого отрав ляют ужасом душу ребенка, порождают страх перед жизнью: «Язык старика неутомимо раскапывал пропитанный кровью мусор прошлого, а Матвей слушал и боялся спокойствия, с ко торым старик говорил». «Странные рассказы Пушкаря напол няли душу мальчика темным хаосом. Он чувствовал себя по давленным бременем страшных сказок о порках, зуботычинах, о том, как людей забивали насмерть палками, как продавали их, точно скот» [. Если сказы Пушкаря отравили и запугали пассивную душу Матвея, то позднее рассказы Маркуши о людских долях почти было усыпили ее. * * * После «Жизни Матвея Кожемякина» народные сказы еще более широко используются Горьким в автобиографических повестях «Детство» и «В людях». Большим мастером и знатоком народного сказа в повестях дан дедушка. Он рассказывает «словами крепкими и тяжелы ми, складывая их одно с другим легко и ловко». В 30-х годах в статье «О сказках», наряду с бабушкой и нянькой Евгенией, Горький вспоминает и деда: «Разбойников я любил, дед рас сказывал о них так хорошо и похвально, что мне казалось: жалеет он, что не пошел в разбойники, а на всю жизнь сделал ся красильщиком» 2. Дед — рассказчик-реалист: «Он никогда не рассказывал сказок, а все только бывалое» 3. Образ деда родственен обра зу Савелия Кожемякина: это тоже талантливый и красивый по натуре русский человек, изуродованный собственностью. В ска. зах проявляется подлинная натура деда. Бурлак в прошлом, дед вспоминает про Волгу, бурлацкую жизнь. Его сказы более поэтичны, чем сказы Савелия. Дед — большой мастер слова. Сказы его о Волге, как и сказы Савелия Кожемякина, соз> Соч., т. 9, стр. 161. 2 М.. Горький, О литературе. М., 1953 г., стр. 565. 3 Соч., т. 13, стр. 70. 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=