УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
слит с тканью всего повествования, данного в сказовой манере. Показана обстановка, в которой исполняется рассказ, поведе ние рассказчика, реакция слушателей. Повествование Кузина спокойно, лишь немного эмоцио нальнее народных сказов. Но оно особенно сильно действует на слушателей. Рабочий Алеша Шипигусев, сначала насме хавшийся над пассивностью бунта, возмущен и ругается, когда Кузин рассказывает о расправе над крестьянами. Все рассказы в повести «Лето» показывают истоки револю ционного движения в деревне, помогают в работе пропаганди ста Егора Трофимова, поднимают протест в народе. После повести «Лето» Горький особенно широко исполь зует народный сказ в автобиографической трилогии, а еще ра нее — в «Жизни Матвея Кожемякина». Роль народных сказов здесь уже иная. По-прежнему пове ствуя о прошлом, они формируют теперь сознание не всего на рода, а одного лица — Матвея Кожемякина. Сказ помогает писателю создавать типические образы представителей наро да на различных ступенях развития их общественного само сознания. В повести показано несколько рассказчиков: Савелий Ко жемякин, Пушкарь, Маркуша. Для каждого из них характер ны свои рассказы, своеобразные по содержанию и форме. Народный сказ играет особо большую роль в первой части книги, где показано формирование характера Матвея. Его дет ство начинается со сказки. Яркий и радостный мир сказки заслоняет от мальчика мерзость окружающей жизни. «Слав ные, жуткие сказки» рассказывает ему ласковая старушка Макарьевна. Но затхлый и темный мир окуровщины не терпит чудесных сказок. Они уходят из жизни Матвея вместе с про гнанной Макарьевной. Романтика сказок уступает место подлинной жизни и реа листическим рассказам о ней. Первым начинает говорить о «настоящем» Матвею его отец — Савелий Кожемякин. «— Вот я тебе когда-нибудь, вместо бабьих-то сказок, про настоящее поведаю. Ты уж большой, пора тебе знать, как отец жил...» 1 Савелий Кожемякин — талантливый, яркий человек, изуродованный жестоким миром собственности, понимает, что реалистические рассказы о жестокой и страшной жизни не для ребенка, и прекращает свое повествование. «Предметы-те, Мотяй, все больно сурьезные, не уложатся они в малый твой разум!» «Погодить, пожалуй, надо нам беоеды-то беседовать» 2. Бывший бурлак, сын крепостного, Савелий рассказывает Матвею о крепостном праве, но не все говорит «про настоя- 1 Соч., т. 9, стр. 129. 2 Т а м ж е . 120
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=