УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

слит с тканью всего повествования, данного в сказовой манере. Показана обстановка, в которой исполняется рассказ, поведе­ ние рассказчика, реакция слушателей. Повествование Кузина спокойно, лишь немного эмоцио­ нальнее народных сказов. Но оно особенно сильно действует на слушателей. Рабочий Алеша Шипигусев, сначала насме­ хавшийся над пассивностью бунта, возмущен и ругается, когда Кузин рассказывает о расправе над крестьянами. Все рассказы в повести «Лето» показывают истоки револю­ ционного движения в деревне, помогают в работе пропаганди­ ста Егора Трофимова, поднимают протест в народе. После повести «Лето» Горький особенно широко исполь­ зует народный сказ в автобиографической трилогии, а еще ра­ нее — в «Жизни Матвея Кожемякина». Роль народных сказов здесь уже иная. По-прежнему пове­ ствуя о прошлом, они формируют теперь сознание не всего на­ рода, а одного лица — Матвея Кожемякина. Сказ помогает писателю создавать типические образы представителей наро­ да на различных ступенях развития их общественного само­ сознания. В повести показано несколько рассказчиков: Савелий Ко­ жемякин, Пушкарь, Маркуша. Для каждого из них характер­ ны свои рассказы, своеобразные по содержанию и форме. Народный сказ играет особо большую роль в первой части книги, где показано формирование характера Матвея. Его дет­ ство начинается со сказки. Яркий и радостный мир сказки заслоняет от мальчика мерзость окружающей жизни. «Слав­ ные, жуткие сказки» рассказывает ему ласковая старушка Макарьевна. Но затхлый и темный мир окуровщины не терпит чудесных сказок. Они уходят из жизни Матвея вместе с про­ гнанной Макарьевной. Романтика сказок уступает место подлинной жизни и реа­ листическим рассказам о ней. Первым начинает говорить о «настоящем» Матвею его отец — Савелий Кожемякин. «— Вот я тебе когда-нибудь, вместо бабьих-то сказок, про настоящее поведаю. Ты уж большой, пора тебе знать, как отец жил...» 1 Савелий Кожемякин — талантливый, яркий человек, изуродованный жестоким миром собственности, понимает, что реалистические рассказы о жестокой и страшной жизни не для ребенка, и прекращает свое повествование. «Предметы-те, Мотяй, все больно сурьезные, не уложатся они в малый твой разум!» «Погодить, пожалуй, надо нам беоеды-то беседовать» 2. Бывший бурлак, сын крепостного, Савелий рассказывает Матвею о крепостном праве, но не все говорит «про настоя- 1 Соч., т. 9, стр. 129. 2 Т а м ж е . 120

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=