УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
нается прямо с действия. Последняя фраза иногда подводит итог сказанному. Бунты и расправа с бунтовщиками, барские причуды, убий ства крестьянами помещиков и управляющих, тяжелое поло жение женщины, добрые разбойники, грабящие богатых и по могающие бедным,— вот наиболее распространенная тематика сказов досоветского периода. Жизненная правда, простое, но меткое и точное слово — вот причина сильного воздействия сказов на слушателей. Народные сказы широко использовались писателями-реа- листами, в том числе теми, которых Горький считал своими учителями: Лесковым, Глебом Успенским, Короленко и други ми. Сам Горький хорошо знал народные сказы и богатый лите ратурный опыт своих предшественников. Но народные сказы мало записывались досоветскими фоль клористами, совсем не изучались и обычно не включались в жанры народного творчества. Следуя этому, и Горький ни в одной из своих статей о литературе не говорит о народном ска зе. Однако косвенных высказываний о сказах, о народных рас сказчиках у него достаточно. В том случае, когда народные рассказы, обычно лишенные социальной остроты, попадали в досоветские фольклорные и этнографические сборники1, они, как и во всей старой фольклористике, назывались просто рас сказом, былью, бывалым, старинкой и т. д. Вот эти названия часто встречаются в художественных произведениях Горького. «Горькую старинку» рассказывает старик Кузин в «Лете»; «Кровавый мусор прошлого» раскапывает своими рассказами солдат Пушкарь в «Жизни Матвея Кожемякина»; «сказок, былей и стихов знала бесчисленно много» бабушка, «никогда не рассказывал сказок, а всегда только «бывалое» дед («Дет ство») . Отсутствие прямых высказываний Горького о сказах, а так же игнорирование этого жанра некоторыми литературоведами привели к тому, что ни в одной! из работ о связи произведений Горького с народным творчеством до сих пор не ставился вопрос об использовании писателем реалистической художест венной прозы народа2. Наблюдения над художественными текстами Горького по- 1 Эти сборники были хорошо известны Горькому и имелись в его личной библиотеке. Таковы: В. Н. До б р о в о л ь с к и й , Смоленский этнографический сборник, т. 1, СПб., 1891. В. В. Ве р еща г ин , Ил люстрированные автобиографии незамечательных русских людей. П., 1896, II изд. Н. С. Толс той , Заволжские очерки. М, 1857. Д. Н. Са д о внико в , Сказки и предания Самарского края. СПб., 1884. Б. Д. Гринченко , Из уст народа. Малорусские рассказы, сказки и преда ния. Чернигов, 1900. 2 Перечень важнейших работ о связи Горького с народным творчест вом дан в книге К. Мура т овой , Семинарий по Горькому . Л., 1956. 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=