УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

В. П. ВВЕДЕНСКАЯ, ассистентка кафедры литературы ТГП14 НАРОДНЫЙ СКАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ГОРЬКОГО («Лето», «Жизнь Матвея Кожемякина», автобиографические повести) В 1930 году Горький заполнял анкету Союза советских пи­ сателей «Как я пишу». На вопрос о том, что является главным материалом его творчества — рассказ или непосредственное впечатление, великий писатель ответил: «Непосредственное впечатление». Однако он дополнял его и рассказами, множе­ ство которых довелось ему услышать в жизни. Знал и исполь­ зовал Горький и такие рассказы, которые сейчас- называют на­ родными сказами. Народные сказы, т. е. правдивые повествования о различных случаях из жизни народа, отличаются от простых рассказов большею или меньшею степенью художественности, типично­ сти, вариантности иповторяемости 1. Народные сказы— это ре­ алистическая художественная проза народа. Они непосред­ ственно отражают народную жизнь и являются наиболее со­ циально-острым жанром народного творчества 2. Среди сказов, разнообразных по величине и форме,, особен­ но распространенным является небольшой, серьезный, скупой на подробности, динамический рассказ. Чаще всего он начи­ 1 В этом их отличие от легенды, предания, для которых характерна большая или меньшая доля вымысла. 2 Подробно о сказах: В. Крупя некая и В. Сид е льнико в , Устный народный сказ. «Народное творчество», № 6 , 1938. А. К. Ма. ре ев а, Как работать с народным сказом. 1939. Н. Д. Комо в с ка я , Современные сказы. «Советский фольклор», № 7, 1941. Л. Гуревич , Как записывать и обрабатывать устные рассказы. Известия общества изучения Восточно-Сибирского края, 1936, т. 1 (IV). 1:14

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=