УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
В. П. ВВЕДЕНСКАЯ, ассистентка кафедры литературы ТГП14 НАРОДНЫЙ СКАЗ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ГОРЬКОГО («Лето», «Жизнь Матвея Кожемякина», автобиографические повести) В 1930 году Горький заполнял анкету Союза советских пи сателей «Как я пишу». На вопрос о том, что является главным материалом его творчества — рассказ или непосредственное впечатление, великий писатель ответил: «Непосредственное впечатление». Однако он дополнял его и рассказами, множе ство которых довелось ему услышать в жизни. Знал и исполь зовал Горький и такие рассказы, которые сейчас- называют на родными сказами. Народные сказы, т. е. правдивые повествования о различных случаях из жизни народа, отличаются от простых рассказов большею или меньшею степенью художественности, типично сти, вариантности иповторяемости 1. Народные сказы— это ре алистическая художественная проза народа. Они непосред ственно отражают народную жизнь и являются наиболее со циально-острым жанром народного творчества 2. Среди сказов, разнообразных по величине и форме,, особен но распространенным является небольшой, серьезный, скупой на подробности, динамический рассказ. Чаще всего он начи 1 В этом их отличие от легенды, предания, для которых характерна большая или меньшая доля вымысла. 2 Подробно о сказах: В. Крупя некая и В. Сид е льнико в , Устный народный сказ. «Народное творчество», № 6 , 1938. А. К. Ма. ре ев а, Как работать с народным сказом. 1939. Н. Д. Комо в с ка я , Современные сказы. «Советский фольклор», № 7, 1941. Л. Гуревич , Как записывать и обрабатывать устные рассказы. Известия общества изучения Восточно-Сибирского края, 1936, т. 1 (IV). 1:14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=