УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

ров, в монолитности и беспредельном героизме солдат, отстаи­ вающих свободу своего отечества, в кличе «Ни шагу назад!», который был обращен партией к защитникам Сталинграда в самые тяжелые минуты обороны, в том, что командующий фронтом генерал Еременко привез из Москвы «не только мысли и волю сталинградской обороны, он привез из Москвы мысль и волю сталинградского наступления» (О—273), — во всем видна великая организующая сила Коммунистической партии, возглавившей в годы Великой Отечественной войны борьбу нашего народа с гитлеризмом. Чудеса массового героизма сталинградских солдат стали возможными только благодаря победе социализма, в корне изменившем и нашу экономику, и наших людей. В. И. Ленин учит, что истоки народного героизма лежат в материальных условиях общества. За годы предвоенных пятилеток в нашей стране была соз­ дана высокоразвитая промышленность и машинизированное сельское хозяйство. К началу событий под Сталинградом Советская Армия в достаточном количестве была снабжена ■первоклассными видами современного оружия. Эта новейшая техника, созданная героическими усилиями советского тыла, в сочетании с возросшим военным мастерст­ вом и глубоким патриотизмом советских воинов решили исход сталинградских событий. В сокрушительной работе дальнобойной советской артил­ лерии и гвардейских минометов, в атаках самолетов и танко­ вых ударах, в наземных и воздушных сражениях, о чем рас­ сказывают очерки В. Гроссмана, видится величие социалисти­ ческой действительности, ее политическое и экономическое могущество. «Десятки тысяч живых сердец мерно и сильно стучат в ста­ линградских домах,— пишет В. Гроссман,—это сердца ста­ линградских рабочих, донецких шахтеров, горьковских, ураль­ ских, московских и ивановских, вятских и пермских рабочих и крестьян. Об эти железные сердца разбились немецкие ата-' ки» (О—223). В. Гроссман проник в душу народа и сказал о ней взволно­ ванное слово. В этом секрет успеха «Сталинграда», переведен­ ного на многие языки мира и высоко оцененного нашим совет­ ским читателем. Очерки В. Гроссмана полюбили в годы войны, они и сейчас не утратили своей силы, оставшись в числе луч­ ших произведений об Отечественной войне 1941 —45 гг. В. Гроссман — художник социалистического реализма — сумел подняться над событиями, осмыслить их и в дыму и огне Сталинграда разглядеть завтрашний день войны. В первом же очерке «Волга—Сталинград» он говорил об обороне и думал о наступлении. Он видел реальную силу, способную решить судьбу войны, — характер советского народа. 112

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=