УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

хаосом войны. Восхищение человеком-гражданином, сумевшим выстоять в Сталинграде, — основа этого лиризма. «Да, на­ стоящие люди стояли на направлении главного удара, их нер­ вы и сердца выдержали» (О—242); «Да, они были простыми смертными, и мало кто уцелел из них, но они сделали свое де­ ло» (О—238); «Мне кажется, что этого человека можно назвать великим человеком» (О—213). Много таких взволнованных слов о героях Сталинграда высказано писателем. Все повествование от первых до последних строк пронизано лиризмом. Мы восхищаемся сталинградцами и тогда, когда они вступают на землю Сталинграда с твердой решимостью умереть, но не сделать и шага назад, и тогда, когда они стоят насмерть, удивляемся их спокойствию и величию в бушующем огне войны. Усиливает лирическое настроение всегда присут­ ствующий в очерках автор. Он обычно вызывает своего героя на откровенную беседу, высказывает суждения, предположения, заставляет читателя следовать за его мыслями, чувствами, вме­ сте с ним восхищаться или ненавидеть. В «Сталинград» введе­ ны задушевные лирические отступления, раздумья писателя об особом, неповторимом быте сталинградцев, о политой кровью земле Сталинграда, его великих людях. Очерки В. Гроссмана свободны от высокопарного тона, из­ лишней пафосности, плакатности, того порока, который был присущ многим произведениям первых лет войны. В. Гроссман сумел создать в очерках живую картину Ста­ линградской битвы. Страницы очерков, написанные на линии огня, по справедливым словам И. Эренбурга, «сохранили воз­ дух боя»1. В ходе Великой Отечественной войны родился дух твердой и неколебимой решимости остановить нашествие гитлеровских полчищ. Он жил не только в воюющей армии, не только на фронте, но и на заводах, в колхозах в глубоком советском ты­ лу. Этот дух роднил фронт и тыл, был основой е дин с т в а на род а , па р тии и г о с уда р с т в а . Этот дух был ос­ новой небывалого патриотического подъема, который опреде­ лил исход сталинградского сражения и всей войны. Именно тогда, когда гитлеровская армия подходила к Сталинграду, лю­ ди наиболее глубоко осознали опасность потерять все, чем они жили, стать рабами немецких колонизаторов, потерять свободу. Именно в эти дни призрак рабства встал перед глазами каж­ дого советского человека. Средствами художника-очеркиста В. Гроссман сумел передать эту атмосферу подъема народного духа, вдохновляющую роль Коммунистической партии. В боевом ритме дивизий, в четкой, размеренной и напря­ женной работе штабов, в мудрости и воле больших команди- ■ «Литературная газета», 23 февраля 1946 г., № 9. 111

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=