УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
хаосом войны. Восхищение человеком-гражданином, сумевшим выстоять в Сталинграде, — основа этого лиризма. «Да, на стоящие люди стояли на направлении главного удара, их нер вы и сердца выдержали» (О—242); «Да, они были простыми смертными, и мало кто уцелел из них, но они сделали свое де ло» (О—238); «Мне кажется, что этого человека можно назвать великим человеком» (О—213). Много таких взволнованных слов о героях Сталинграда высказано писателем. Все повествование от первых до последних строк пронизано лиризмом. Мы восхищаемся сталинградцами и тогда, когда они вступают на землю Сталинграда с твердой решимостью умереть, но не сделать и шага назад, и тогда, когда они стоят насмерть, удивляемся их спокойствию и величию в бушующем огне войны. Усиливает лирическое настроение всегда присут ствующий в очерках автор. Он обычно вызывает своего героя на откровенную беседу, высказывает суждения, предположения, заставляет читателя следовать за его мыслями, чувствами, вме сте с ним восхищаться или ненавидеть. В «Сталинград» введе ны задушевные лирические отступления, раздумья писателя об особом, неповторимом быте сталинградцев, о политой кровью земле Сталинграда, его великих людях. Очерки В. Гроссмана свободны от высокопарного тона, из лишней пафосности, плакатности, того порока, который был присущ многим произведениям первых лет войны. В. Гроссман сумел создать в очерках живую картину Ста линградской битвы. Страницы очерков, написанные на линии огня, по справедливым словам И. Эренбурга, «сохранили воз дух боя»1. В ходе Великой Отечественной войны родился дух твердой и неколебимой решимости остановить нашествие гитлеровских полчищ. Он жил не только в воюющей армии, не только на фронте, но и на заводах, в колхозах в глубоком советском ты лу. Этот дух роднил фронт и тыл, был основой е дин с т в а на род а , па р тии и г о с уда р с т в а . Этот дух был ос новой небывалого патриотического подъема, который опреде лил исход сталинградского сражения и всей войны. Именно тогда, когда гитлеровская армия подходила к Сталинграду, лю ди наиболее глубоко осознали опасность потерять все, чем они жили, стать рабами немецких колонизаторов, потерять свободу. Именно в эти дни призрак рабства встал перед глазами каж дого советского человека. Средствами художника-очеркиста В. Гроссман сумел передать эту атмосферу подъема народного духа, вдохновляющую роль Коммунистической партии. В боевом ритме дивизий, в четкой, размеренной и напря женной работе штабов, в мудрости и воле больших команди- ■ «Литературная газета», 23 февраля 1946 г., № 9. 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=