УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
щими впечатление заключительного аккорда, итога всего ста линградского цикла. Все средства литературного языка в очерках подчинены раскрытию героического подвига. Этому служат многообразные поэтические приемы и, в частности, использование усилитель ной частицы «ни»: «И н и болезнь, н и тяжесть похода по знойным и пыльным дорогам не могли сломить его воли, его желания — уничтожать немецкие танки...» (0—187); «Ни один человек не отступил в этом бою» (О—244). Писатель пользуется сложными синтаксическими соедине ниями и особенно периодом. Как оживает картина, как зримо видны героические черты солдат, когда писатель обращается к этой синтаксической конструкции! В этом убеждает сравне ние двух вариантов: «И вот на миг представляешь се- «И когда на миг представишь бе эту картину: лейтенанта сапера себе эту картину: лейтенанта са- Чермакова, двух сержантов Дубо- пера Чермакова, двух сержантов— вого и Бугаева, саперов Климен- Дубового и Бугаева, саперов Кли ко, Шухова, Мессерашвили, пол- менко, Шухова, Мессерашвили, зущих под огнем вдоль развален- ползущих под огнем вдоль разру- ных стен, каждого с стопудовым шенных стен, каждого с полуто- запасом смерти, их потные, гряз- рапудовым запасом смерти, когда ные лица, их потрепанные гимна- представишь на миг их потные, стерочки. Сержант Дубовой крик- грязные лица, их потрепанные гим- нул: «Не дрейфь, саперы!» — и настерки, представишь, как сер- Шухов, кривя рот, отплевывая жант Дубовой крикнул: «Не пыль, отвечал: «Где уж тут! Дрей- дрейфь, саперы!», и Шухов, кривя фить раньше надо было»1. рот, отплевывая пыль, отвечал: «Где уж тут! Дрейфить раньше надо было!»— то, право же, чув ство великой гордости охватывает тебя» (О—198). Рассказывая о сложном внутреннем мире героев, их бес предельном мужестве, писатель пользуется развернутыми, мно гопланными фразами, содержащими не только главную мысль, но и ее оттенки. Сложные предложения обычно распространя ются многочисленными причастными и деепричастными обо ротами, обильными повторениями. Это ярче передает работу мысли и напряженность чувств героев, глубину психологиче ского проникновения писателя в мир этих чувств и мыслей. Художественное своеобразие «Сталинграда» состоит в сочета нии глубокого, проникновенного анализа внутреннего мира героев с военно-оперативными исследованиями. Это отличает очерки В. Гроссмана от очерков К. Симонова, А. Толстого, Н. Тихонова и др. * * * Очерки В. Гроссмана — произведения большого лирическо го звучания. Написанные о человеке, они возвышают его над «Красная Звезда», 27 октября 1942 г., № 253. 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=