УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
■няется. В приведенном предложении таким уточнением яв ляются слова: «без единой минуты перерыва». Порой предло жение или часть его повторяется после того, когда уже раскры то его содержание. Таким приемом В. Гроссман обобщает соз данный образ, внося свою авторскую оценку. «Был с т р а ш- н ы й миг, когда тяжелая мина ударила в борт небольшого парома, блеснуло пламя, темным дымом закрыло паром, по слышался звук взрыва и протяжный, точно родившийся из это го грохота, людской вскрик. И тотчас тысячи людей увидели, как среди покачивающихся на воде древесных обломков зеле неют тяжелые стальные каски плывущих. Двадцать гвардей цев из сорока на пароме погибли. И правда, с т р аше н бы л э тот миг, когда гвардейская дивизия, сильная, как Илья Муромец, не смогла помочь двадцати раненым, ушедшим под воду» (0—194). Последнее повторяющееся предложение, вне сенное в окончательную редакцию, усиливает драматизм бое вого эпизода. Чтобы нагляднее показать всю тяжесть обороны, В. Гросс ман приводит цифры, точные или приблизительные, поражаю щие читателя. «Сто артиллерийских полков работали на нем цев в районе Сталинграда» (О—238); «В течение месяца нем цы произвели стосемнадцать атак на полки сибирской дивизии» (О—239); «Был один страшный день, когда немецкие танки и пехота двадцать три раза ходили в атаку» (О—239); «Была одна страшная ночь, когда тысячи тонн горящей нефти вырва лись из подожженных немецкими снарядами хранилищ и с ре вом устремились на блиндажи военного совета» (О—257). Ка ких сил и какого напряжения требовали эти страшные дни и ночи Сталинграда! В. Гроссман сравнивает несколько эпизо дов из военной истории России, достигая этим поразительной наглядности и убедительности. Необыкновенно силен был на жим врага на двухкилометровом участке направления главно го удара. Для его воспроизведения писатель прибегает к до гадкам и предположениям, в которых невозможно усомниться. «Этим грохотом,— пишет он,—можно было оглушить челове чество, этим огнем и металлом можно было сжечь и уничто жить государство» (О—239). Но с усилением натиска врага усиливалось сопротивление нашей армии. Такова закономер ность битвы. Так развиваются сюжеты очерков «Сталинград», построенные по принципу максимального нарастания трудно стей, усложнения обстоятельств и одновременно последова тельного роста мужества обороняющихся. Воспроизводя вну тренние закономерности военных событий, рвтор подчиняет сюжеты процессу духовной закалки сталинградской армии. Композиция очерков «Сталинград» подчинена раскрытию мас совости, народности героизма. Книга завершается очерками «Сталинградское войско» и «Сталинградский фронт», создаю 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=