УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

колонны немецких танков. Солдаты сумели преодолеть двух­ соткилометровый путь к Сталинграду только потому, что в дивизии жил суворовский принцип обучения: «тяжело в уче- ини — легко в бою». Гуртьев верил в стойкость своих солдат, которых он сам учил и воспитывал. Он верил в своих команди­ ров, хорошо зная их боевые качества. Разум командира под­ сказывал ему, что его люди подготовлены к тому, чтобы вы­ стоять даже на этом, магистральном пути гитлеровской армии. Нечеловеческий напор врага, который обрушился на сибиря­ ков, потребовал от солдат предельного напряжения всех сил. В битве шла внутренняя закалка дивизии. Автор прослеживает этот процесс и передает его через внешние черты. Люди не только «не сошли с ума, не потеряли власть над своими серд­ цами и нервами, не только не отступили ни на шаг, но росли». Они «стали сильней и спокойней. Молчаливый, кряжистый сибирский народ стал еще суровей, еще молчаливей, ввали­ лись у красноармейцев щеки, мрачно смотрели глаза» (О—240). За месяц беспрерывных боев дивизия стала единым, еще более слаженным боевым организмом. «Люди дивизии не чувствовали,— пишет В. Гроссман,— сами не понимали, не могли ощутить тех психоДшических изменений, которые про­ изошли в них за месяц пребывания в аду, на переднем крае обороны великого сталинградского рубежа... Им казалось, что они те же, и только вновь приезжавшие с лугового берега с почтительным изумлением смотрели на них, уже не ведавших страха людей, для которых не было больше слов «жизнь» и «смерть». Только глаза со стороны могли оценить всю желез­ ную силу сибиряков, их равнодушие к смерти, их спокойную волю до конца вынести тяжкий жребий людей, занявших смертную оборону» (О—241). В очерках В. Гроссман передал дух творческих дерзаний всего сталинградского войска. «Здесь, в Сталинграде,— рас­ сказывает он,— как нигде, часто видишь людей, вкладываю­ щих в войну не только всю кровь свою, все сердце, но и все си­ лы ума, все напряжение мысли» (О—265). Много страниц «Ста­ линграда» посвящено науке побеждать, которой овладевают защитники города. Но вопросы мастерства не были самоцелью писателя, они носят служебный характер и привлечены для того, чтобы показать, как в этом трудном процессе приобрете­ ния новых военных знаний и навыков выковывалась стойкость сталинградцев, соединявшая решимость стоять с умением во­ евать. В спокойствии сталинградской армии В. Гроссман видит скрытую романтику, духовную приподнятость, торжество силы справедливости. Громов, осиливший врага, признается: «И гордо как-то себя чувствую. И так дух радуется, прямо не было со мной такого» (О—191). В Сталинграде, по словам 106

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=