УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
к спокойствию— таков трудный, полный трагичности и героиз ма путь Чехова, вначале доброго и сердечного юноши, «жалев шего бить по живому», а затем сурового и беспощадного вои на. Этот путь душевного возмужания проходят и молодой Ро манов, делавший до войны перочинные ножи, и Лазарев, с утра до ночи точивший шахматы, а также и все другие воины. Автор «Сталинграда», один из немногих советских писа телей, пристально интересовался военно-оперативным искус ством нашей армии. Тема военного искусства в литера туре периода войны идет от «Фронта» А. Корнейчука. Но если там эта тема была центральной, а вопросы военного мастер ства — главными вопросами, то «Сталинград» В. Гроссмана подчиняет ее теме героизма. В. Гроссман обращается не толь ко к большим военным специалистам, но и к рядовым участ никам войны, показывая, что без умения воевать нельзя вы стоять в Сталинграде, как бы ни была сильна любовь к роди не и ненависть к врагу. Внимание к рядовому человеку диктовалось поставленной автором задачей — раскрыть массо вый характер героизма. Путь Чехова к фронту — это путь приобретения им зна ний, постоянного совершенствования своего мастерства. В. Гроссман показывает, как юноша овладевает той, мо жет быть, несложной, но необходимой наукой, без которой нельзя обойтись на фронте. В первые дни Чехов изучал про тивника, наблюдал за ним. Автор передает состояние героя глаголами .несовершенного вида: «о б д у мы в а л», «о см а т- р и в а л», «с мо т р е л» и обстоятельственными словами, кото рые'сочетаются с указанными глаголами: «д ол г о обдумывал», «осматривал м е д л е н н о и пытливо» . Когда снайпер ос воился с окружающей обстановкой и приобрел навыки, мед лительность в действиях сменилась четкостью и быстротой. Теперь автор пользуется глаголами совершенного вида, порой усиливая их: «сделал выбор», «узнал», «определил» , «заметил», «быстро научилс я» и др. Автор «Сталинграда» при помощи тонкого психологическо го анализа сумел проследить эволюцию характера, становле ние духовной мощи сталинградского солдата, которое шло вместе с ростом военного мастерства. Мужество характеризует сибирские полки Гуртьева в са мом начале боев. Стойкость и уверенность в силах выковыва лись в результате долгой военной подготовки, которую про шла дивизия до фронта. Гуртьев, отдавший армии свою «пол ную труда, спартански скромную жизнь», отлично понимал, что бой требует от солдата знаний, находчивости, хитрости. Этому он «тщательно и умно, беспощадно придирчиво учил бойцов» (О—235). Именно потому, что дивизия была хорошо подготовлена, она смогла спокойно отразить внезапную атаку 105
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=