УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

к спокойствию— таков трудный, полный трагичности и героиз­ ма путь Чехова, вначале доброго и сердечного юноши, «жалев­ шего бить по живому», а затем сурового и беспощадного вои­ на. Этот путь душевного возмужания проходят и молодой Ро­ манов, делавший до войны перочинные ножи, и Лазарев, с утра до ночи точивший шахматы, а также и все другие воины. Автор «Сталинграда», один из немногих советских писа­ телей, пристально интересовался военно-оперативным искус­ ством нашей армии. Тема военного искусства в литера­ туре периода войны идет от «Фронта» А. Корнейчука. Но если там эта тема была центральной, а вопросы военного мастер­ ства — главными вопросами, то «Сталинград» В. Гроссмана подчиняет ее теме героизма. В. Гроссман обращается не толь­ ко к большим военным специалистам, но и к рядовым участ­ никам войны, показывая, что без умения воевать нельзя вы­ стоять в Сталинграде, как бы ни была сильна любовь к роди­ не и ненависть к врагу. Внимание к рядовому человеку диктовалось поставленной автором задачей — раскрыть массо­ вый характер героизма. Путь Чехова к фронту — это путь приобретения им зна­ ний, постоянного совершенствования своего мастерства. В. Гроссман показывает, как юноша овладевает той, мо­ жет быть, несложной, но необходимой наукой, без которой нельзя обойтись на фронте. В первые дни Чехов изучал про­ тивника, наблюдал за ним. Автор передает состояние героя глаголами .несовершенного вида: «о б д у мы в а л», «о см а т- р и в а л», «с мо т р е л» и обстоятельственными словами, кото­ рые'сочетаются с указанными глаголами: «д ол г о обдумывал», «осматривал м е д л е н н о и пытливо» . Когда снайпер ос­ воился с окружающей обстановкой и приобрел навыки, мед­ лительность в действиях сменилась четкостью и быстротой. Теперь автор пользуется глаголами совершенного вида, порой усиливая их: «сделал выбор», «узнал», «определил» , «заметил», «быстро научилс я» и др. Автор «Сталинграда» при помощи тонкого психологическо­ го анализа сумел проследить эволюцию характера, становле­ ние духовной мощи сталинградского солдата, которое шло вместе с ростом военного мастерства. Мужество характеризует сибирские полки Гуртьева в са­ мом начале боев. Стойкость и уверенность в силах выковыва­ лись в результате долгой военной подготовки, которую про­ шла дивизия до фронта. Гуртьев, отдавший армии свою «пол­ ную труда, спартански скромную жизнь», отлично понимал, что бой требует от солдата знаний, находчивости, хитрости. Этому он «тщательно и умно, беспощадно придирчиво учил бойцов» (О—235). Именно потому, что дивизия была хорошо подготовлена, она смогла спокойно отразить внезапную атаку 105

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=