УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8

виг, в котором «воедино слились тяжкая будничная работа русского рабочего с доблестью солдата» (О—206). Раскрывая это своеобразие героизма, В. Гроссман отбирает для своих произведений героев, закаленных в борьбе с трудностями со­ циалистического строительства. Он находит их и в понтонном батальоне, состоящем сплошь из людей труда (плотников, ле­ сорубов), и в дивизии сибиряков, и даже в роте автоматчиков, где служит одна молодежь. VII Героическое В. Гроссман показывает не только в сра­ жении, но и в быту. Он уделил много внимания воспроизве­ дению обстановки, которая окружала защитников города. И мы видим, что сами условия были суровы и требовали муже­ ства, чтобы в них жить. Изображение окопной жизни помогает писателю глубже раскрыть внутренний мир героев. «Ведь шли не только часы, шли дни и недели жизни в этом дымном аду, где ни на минуту не смолкали пушки и миноме­ ты, где гул танковых и самолетных моторов, цветные ракеты, разрывы мин стали так привычны для города, как некогда бы­ ли привычны дребезжанье трамвая, автомобильные гудки, уличные фонари, многоголосый гул тракторного завода, дело­ витые голоса волжских пароходов. И здесь ведущие битву соз­ дали свой быт — здесь пьют чай, готовят в котлах обеды, игра­ ют на гитаре, шумят, следят за жизнью соседей, беседуют» (О—200). Это одно из проявлений сталинградского героизма. Герой не только тот, кто до самозабвения ведет бой с врагом, но и тот, кто не потерял здесь свои человеческие качества, кто может говорить о другом, далеком от войны, думать, шутить, петь, кто не перестал любить кого любил. Чтобы показать, как героизм вошел в быт, пронизал все его мелочи, как героическое стало обычным, привычкой, жизнью, дыханием армии, В. Гроссман замечает в быту сол­ дата то, что порой остается незамеченным из-за своей обы­ денности. Не только героическое спустилось со своих вершин в сталинградские окопы и блиндажи, но и обычное поднялось в своем значении до героического. Бы т с т ал подвигом . Не столько в грандиозных битвах и в исключительных под­ вигах ищет писатель выражение народной души, сколько в обычной жизни, в будничных поступках людей, в так называе­ мых мелочах. Обращение к мелочам, через которые раскры­ вается главное, характерно не только для сталинградских очерков, но и вообще для творческой манеры писателя. Это же мы наблюдаем в его романе «За правое дело». Среди мно­ гочисленных деталей быта писатель обычно находит те, кото­ 101

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=