УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 8
виг, в котором «воедино слились тяжкая будничная работа русского рабочего с доблестью солдата» (О—206). Раскрывая это своеобразие героизма, В. Гроссман отбирает для своих произведений героев, закаленных в борьбе с трудностями со циалистического строительства. Он находит их и в понтонном батальоне, состоящем сплошь из людей труда (плотников, ле сорубов), и в дивизии сибиряков, и даже в роте автоматчиков, где служит одна молодежь. VII Героическое В. Гроссман показывает не только в сра жении, но и в быту. Он уделил много внимания воспроизве дению обстановки, которая окружала защитников города. И мы видим, что сами условия были суровы и требовали муже ства, чтобы в них жить. Изображение окопной жизни помогает писателю глубже раскрыть внутренний мир героев. «Ведь шли не только часы, шли дни и недели жизни в этом дымном аду, где ни на минуту не смолкали пушки и миноме ты, где гул танковых и самолетных моторов, цветные ракеты, разрывы мин стали так привычны для города, как некогда бы ли привычны дребезжанье трамвая, автомобильные гудки, уличные фонари, многоголосый гул тракторного завода, дело витые голоса волжских пароходов. И здесь ведущие битву соз дали свой быт — здесь пьют чай, готовят в котлах обеды, игра ют на гитаре, шумят, следят за жизнью соседей, беседуют» (О—200). Это одно из проявлений сталинградского героизма. Герой не только тот, кто до самозабвения ведет бой с врагом, но и тот, кто не потерял здесь свои человеческие качества, кто может говорить о другом, далеком от войны, думать, шутить, петь, кто не перестал любить кого любил. Чтобы показать, как героизм вошел в быт, пронизал все его мелочи, как героическое стало обычным, привычкой, жизнью, дыханием армии, В. Гроссман замечает в быту сол дата то, что порой остается незамеченным из-за своей обы денности. Не только героическое спустилось со своих вершин в сталинградские окопы и блиндажи, но и обычное поднялось в своем значении до героического. Бы т с т ал подвигом . Не столько в грандиозных битвах и в исключительных под вигах ищет писатель выражение народной души, сколько в обычной жизни, в будничных поступках людей, в так называе мых мелочах. Обращение к мелочам, через которые раскры вается главное, характерно не только для сталинградских очерков, но и вообще для творческой манеры писателя. Это же мы наблюдаем в его романе «За правое дело». Среди мно гочисленных деталей быта писатель обычно находит те, кото 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=