УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
развития человеческого обшества и тем самым дающей людям возможность осмысленно смотреть в свое будущее и уверенно идти вперед. Не понимая этого, Ушинский, естественно, недооценивал познавательное значение исто рии в системе народного образования. Но зато Ушинский высоко поднимал значение истории для нравственного воспитания учащихся. Резко выступая против формального заучивания исторических фактов только ради того, чтобы удержать их в памяти, Ушинский основной задачей преподавания истории в школе считал не подготовку историков, а воспитание людей, пользую щихся историческими знаниями для своего нравственного и умственного усовершенствования. Он требовал, чтобы исторический курс пробуждал в детях лучшие чувства горячей любви к Родине, к родному народу, к людям, чтобы он воспитывал у учащихся гражданские качества. Ушинский решительно боролся с царившим в реакцион ной русской школе низкопоклонством перед Западной Европой и ее системой образования. Он вскрывал, пороки преподавания истории в косной полуфеодальной немецкой школе, с ее увлечением классической древностью и на циональной ограниченностью, с ее перегрузкой программ маловажными деталями и оторванностью от больших за просов современности. Вместе с тем Ушинский вскрывал и пороки нарождав шейся капиталистической школы, с ее американским прак тицизмом, приводившим к отказу от решения важнейших задач нравственного и подлинно гуманного воспитания. Тем самым Ушинский выступал против официально принятого царским министерством просвещения направ ления преподавания истории в русских школах и делал все возможное для того, чтобы подчинить его интересам на рода. Выдвигая на первый план преподавание отечествен ной истории, Ушинский, вместе с тем, был чужд нацио нальной ограниченности буржуазии иузости еемещанского кругозора. В борьбе с формализмом в преподавании истории Ушинский требовал глубокого понимания учащимися изу чаемого материала. Он считал необходимым освободить исторический курс от всего недоступного пониманию уча щихся данного возраста иуровня развития. Выдвигавшаяся в связи с этим Ушинским идея концентризма в изучении истории была поддержана широкими кругами передовой 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=