УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

„дурной привычкой01. „Наши школы особенно страдают забывчивостью,— писал он с возмущением.—Они много сыплют в детей и редко справляются, осталось ли что- нибудь из насыпаннЪго. Хорошо еще, если ученик меньше забывает, чем учит; но если приход с расходом равен,, то остается в голове ноль и еще хуже, чем ноль—при­ вычка ничего не усваивать прочно и забывать быстро02. Таким образом, условиями прочного усвоения учебного материала учащимися Ушинский считает такое построение знаний, при котором класс не пассивно слушал бы изло­ жение учителя или выученные ответы своих товарищей, но все время активно участвовал в работе по усвоению новых знаний и отыскиванию им прочного места среди имеющихся и твердо укрепившихся в памяти сведений. Только при выполнении этого условия уроки действительно захватят учащихся и возбудят в них творческую деятель­ ность, разбивающую мучительную школьную скуку—основ­ ной источник всех зол в школьной жизни. „Выражение— сидеть смирно... отлично обличает, дух старой школы...— говорит Ушинский.—В школьной скуке скрывается источ­ ник множества детских проступков и даже пороков: шалостей, лени, капризов, отвращения от ученья, хитро­ сти, лицемерия, обманов и тайных грехов. Уничтожьте школьную скуку—и вся эта смрадная туча, приводящая в отчаянье педагога и отравляющая светлый поток'детской жизни, исчезнет сама собою03. # *•» Рассматривать итем болееоцениватьвзгляды К. Д. Ушин­ ского можно только с учетом той исторической обстановки, в которой они вызревали. Многое в них, являвшееся для своего времени прогрессивным, сейчас нам может пока­ заться наивным. Конечно, глубоко ошибочна вся истори­ ческая концепция Ушинского, а она определила ошибоч­ ные взгляды великого педагога и на задачи преподавания истории в школе: он не понимал, что история является подлинно актуальной наукой, вскрывающей закономерности 1 К. Д. Ушин с кий , Человек как предмет воспитания. Соч., т. 8, стр. 272-273. 2 К. Д. Ушин с кий , „Родное слово". Книга для учащих. Соч.,. т. 6. стр. 329. ! Там же, стр. 258. 84

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=