УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

явления в их взаимосвязи и диалектическом развитии. Эти учителя искусственно отрывают материал, излагаемый ими на уроке, от материала, изученного на предшествующих уроках, и упускают из вида, что сообщаемые ими знания должны послужить основой для последующего курса. Отрывая урок от урока, они, тем более, забывают необхо­ димость непрестанного повторения в старших классах тех курсов истории, которые были пройдены в младших. Поэтому получается у таких „историков1 то, что, скажем, история русского средневековья в VIII классе совершенно отрывается от ранее пройденного учащимися курса истории средних веков, история России нового времени проходится вне прямой связи со всеобщей историей и т. п. А ведь еще Ушинский, ярко рисуя образцовую постановку препо­ давания, указывал, что при нем „повторение идет беспре­ станное; в каждый урок повторяется то, что выучено в прежний; в каждом классе снова перебирается то, что приобретено в прежних, а в результате выходит не только сильное развитие мысли и слова, но и замечательное оби­ лие фактических сведений1*1. Организованное так учение Ушинский образно сравнивает „с ростом сильного дерева, которое, с каждым годом приобретая новые ветви, вместе с тем утолщает и укрепляет свой корень1. Но зато учителя, у которого повторение ведется только от случая к случаю, или находит себе место лишь на особых уроках повторения, или только в конце всей прой­ денной темы, а то и просто в конце четверти или года, словом тогда, когда повторяемый материал фактически сгла­ дился в памяти учащихся, Ушинский уподобляет „пьяному вознице с дурно увязанной кладью; он все гонит вперед, да вперед, не оглядываясь назад, и привозит домой пустую телегу, хвастаясь только тем, что сделал большую до­ рогу1\ Раньше уже говорилось о том, что Ушинский являлся решительным противником ученья ради ученья; он считал, что воспринимаемые учащимися знания должны прочно сохраняться в их памяти для того, чтобы имиможно было пользоваться в жизни, почему он полагал, что лучше учить меньше, но зато прочно. Забывчивость Ушинский считал 1 К. Д. Ушин с кий , Педагогическая поездка по Швейцарии, ('.оч., т. 3, стр. 156. 2 Т ам же, стр. 157. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=