УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

понимание учащимися истории, как определенного, законо­ мерно совершающегося исторического процесса, поможет не выучить формально, но действительно понять историю. Поэтому „хороший педагог повторяет старое не для того, чтобы повторять забытое, но для того, чтобы этим старым прочнее укрепить новое"1. Таким образом, „повторяя беспрестанно старое и, при каждом повторении, прибавляя немного нового1, учитель достигает того, что учащийся усваивает такое огромное количество исторических фактов, „которого бы ему не одо­ леть", если бы он усваивал „один факт за другим, не строя нового на прочном фундаменте старого". В конкретном фактическом материале учащимся раскрываются основные идеи курса, а „главных основных идей в курсе немного"; это позволяет четко выделять определенные идеи и тща­ тельно прослеживать их из урока в урок, „причем дитя приучается само к плодотворному развитию главной идеи", осмысленно находя ее выражение в конкретных фактах. „При таком преподавании голова учащегося не набивается, как мешок, фактами, плохо усвоенными, и идеями, плохо переваренными; но те и другие вырастают как бы органи­ чески из немногих зерен, глубоко посаженных в душу" 2. Некоторые учителя даже в наше время избегают непре­ станного повторения ранее изученного по связям с изуча­ емым материалом, ошибочно считая, чго при таком виде повторения нарушается систематичность повторяемого курса. Выступая против подобных взглядов, Ушинский го­ ворит о том, что „нет никакой надобности повторять вы­ ученное непременно в том порядке, в каком оно было вы­ учено", но, напротив, „тем, чго выучено, должно беспре­ станно пользоваться, чтобы приучить и дитя пользоваться теми богатствами, которые приобрела его память"3. К сожалению, до сих пор не перевелись еще у нас учителя, которые игнорируют эти указания К. Д. Ушин­ ского, основанные на самой природе человеческой памяти. Они также забывают и требования самой марксистской исторической науки, рассматривающей все исторические 1 К. Д. У ши нс к ий. Человек как предмет воспитания. Соч., т. 8, стр. 352-353. * К. Д. Ушин с кий , Педагогическая поездка по Швейцарии. Соч., т. 3, стр. 157. 3 К. Д. Ушин с кий , Педагогические приложения анализа памяти. Соч., т. 10, стр. 427. 82

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=