УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
полнить его деталями. Возможно, что на уроке учащиеся прочно усвоят главное, а детали сумеют привязать к нему уже в процессе самостоятельной работы над текстом учебника. Но во всяком случае главное иосновное должно быть усвоено на уроке—это требование неоднократно подчеркивалось Ушинским. Все главное, основное, все то, что следует прочно за крепить в памяти учащихся, должно п дальнейшем бес престанно повторяться. Каким образом? Опять-таки не пу- 1 ем механического повторения, но путем логического связывания нового изучаемого материала с ранее усвоен ным, — в этом залог прочности и осмысленности знаний. „Привязывать к старому, уже твердо укоренившемуся, все изучаемое вновь—это такое педагогическое правило, от которого, главным образом, зависит успех всякого уче нья* *,— пишет Ушинский. В итоге этого „новые истори ческие факты, входя в память, улегаются в ней тем легче и прочнее, чем более находят возможности образовать ассоциации с прежними, уже твердо залегшими в памяти фактами*. Этим и объясняется, „почему человек, занимаю щийся преимущественно, например, историею, все легче и легче усваивает исторические события*2. „Хорошая школа, кажется, только и делает, что повторяет, а между тем знания учеников быстро растут; дурная школа только и делает, что все учит вновь или повторяет забытое, а между тем знания мало прибавляются*. Поэтому важ нейшим моментом в работе учителя над подготовкой к уроку является обдумывание вопроса о том, с каким ранее пройденным материалом связывается материал под готовляемого урока и как, излагая его, органически влить, новые знания в уже имеющиеся. Таким образом, „хороший педагог, прежде чем сообщить какое-нибудь сведение уче никам, обдумает: какие ассоциации... может оно составить, со сведениями, уже укоренившимися в головах учеников, и... прочно вплетет новое звено в цепь старых, а потом нарочно подымет старые звенья вместе с новыми и тем самым укрепит прочно новые ассоциации*. Изучение нового исторического материала в неразрыв ной связи с ранее пройденным прежде всего обеспечит 1 К. Д. Ушин с кий , Человек как предмет воспитания. Соч., т. 8,. стр. 35?. 2 Т а м же, стр. 351. 6 Ученые записки, VI 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=