УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

полнить его деталями. Возможно, что на уроке учащиеся прочно усвоят главное, а детали сумеют привязать к нему уже в процессе самостоятельной работы над текстом учебника. Но во всяком случае главное иосновное должно быть усвоено на уроке—это требование неоднократно подчеркивалось Ушинским. Все главное, основное, все то, что следует прочно за­ крепить в памяти учащихся, должно п дальнейшем бес­ престанно повторяться. Каким образом? Опять-таки не пу- 1 ем механического повторения, но путем логического связывания нового изучаемого материала с ранее усвоен­ ным, — в этом залог прочности и осмысленности знаний. „Привязывать к старому, уже твердо укоренившемуся, все изучаемое вновь—это такое педагогическое правило, от которого, главным образом, зависит успех всякого уче­ нья* *,— пишет Ушинский. В итоге этого „новые истори­ ческие факты, входя в память, улегаются в ней тем легче и прочнее, чем более находят возможности образовать ассоциации с прежними, уже твердо залегшими в памяти фактами*. Этим и объясняется, „почему человек, занимаю­ щийся преимущественно, например, историею, все легче и легче усваивает исторические события*2. „Хорошая школа, кажется, только и делает, что повторяет, а между тем знания учеников быстро растут; дурная школа только и делает, что все учит вновь или повторяет забытое, а между тем знания мало прибавляются*. Поэтому важ­ нейшим моментом в работе учителя над подготовкой к уроку является обдумывание вопроса о том, с каким ранее пройденным материалом связывается материал под­ готовляемого урока и как, излагая его, органически влить, новые знания в уже имеющиеся. Таким образом, „хороший педагог, прежде чем сообщить какое-нибудь сведение уче­ никам, обдумает: какие ассоциации... может оно составить, со сведениями, уже укоренившимися в головах учеников, и... прочно вплетет новое звено в цепь старых, а потом нарочно подымет старые звенья вместе с новыми и тем самым укрепит прочно новые ассоциации*. Изучение нового исторического материала в неразрыв­ ной связи с ранее пройденным прежде всего обеспечит 1 К. Д. Ушин с кий , Человек как предмет воспитания. Соч., т. 8,. стр. 35?. 2 Т а м же, стр. 351. 6 Ученые записки, VI 81

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=