УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

Но хотя Ушинский и был далек от революционной борьбы, он до конца своей жизни, не покладай рук, отда­ вал все свои силы делу служения родному народу, бес­ корыстно работая на ниве просвещения. Рассмотренная нами историческая концепция Ушинского свидетельствует о его стихийном стремлении преодолеть идеалистические взгляды, царившие в то время в реакци­ онной науке. Вместе с тем, для Ушинского характерно и другое стремление—отыскать решение социальных проблем, отвечающее интересам народа. Не понимая зако­ номерностей исторического развития, Ушинский недооце­ нивал огромного познавательного значения истории. Он не видел и не мог видеть возможностей практического ис­ пользования исторических закономерностей в целях созна­ тельного воздействия на дальнейшее развитие общества. Понятно, что, только исходя из своих взглядов на историю как науку, великий педагог мог подойти и подходил к разрешению вопросов постановки преподавания истории в школе. К. Д. Ушинский о задачах, содержании преподавания и структуре курса истории в школе Ушинский считал, что цель народной школы состоит „не в том, чтобы внести в головы детей известное коли­ чество определенных знаний, которые они потом позабу­ дут", но в том, чтобы, развивая способности детей, „рас­ крыть в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения и сделать их способными к самостоятельной разумной жизни и деятельности " г. Важнейшей задачей преподавания истории в школе Ушинский полагал воспитание учащихся. Он указывал на то, что в ученике своем воспитатель должен видеть не бу­ дущего историка, а только человека, пользующегося пло­ дами исторической разработки для своего нравственного и умственного усовершенствования2. Выдвигая перед историей, как учебным предметом в школе, определенные воспитательные задачи и требуя приближения исторического курса к запросамжизни, Ушин- 1 К. Д. У ui ине к ий, Педагогическая поездка по Швейцарии. Соч., т. 3, стр. 95. * К. Д. У ш ин с к и й. Соч., т. 10, стр. 441. 55

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=