УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
Но хотя Ушинский и был далек от революционной борьбы, он до конца своей жизни, не покладай рук, отда вал все свои силы делу служения родному народу, бес корыстно работая на ниве просвещения. Рассмотренная нами историческая концепция Ушинского свидетельствует о его стихийном стремлении преодолеть идеалистические взгляды, царившие в то время в реакци онной науке. Вместе с тем, для Ушинского характерно и другое стремление—отыскать решение социальных проблем, отвечающее интересам народа. Не понимая зако номерностей исторического развития, Ушинский недооце нивал огромного познавательного значения истории. Он не видел и не мог видеть возможностей практического ис пользования исторических закономерностей в целях созна тельного воздействия на дальнейшее развитие общества. Понятно, что, только исходя из своих взглядов на историю как науку, великий педагог мог подойти и подходил к разрешению вопросов постановки преподавания истории в школе. К. Д. Ушинский о задачах, содержании преподавания и структуре курса истории в школе Ушинский считал, что цель народной школы состоит „не в том, чтобы внести в головы детей известное коли чество определенных знаний, которые они потом позабу дут", но в том, чтобы, развивая способности детей, „рас крыть в них разумный взгляд на окружающую их природу и общественные отношения и сделать их способными к самостоятельной разумной жизни и деятельности " г. Важнейшей задачей преподавания истории в школе Ушинский полагал воспитание учащихся. Он указывал на то, что в ученике своем воспитатель должен видеть не бу дущего историка, а только человека, пользующегося пло дами исторической разработки для своего нравственного и умственного усовершенствования2. Выдвигая перед историей, как учебным предметом в школе, определенные воспитательные задачи и требуя приближения исторического курса к запросамжизни, Ушин- 1 К. Д. У ui ине к ий, Педагогическая поездка по Швейцарии. Соч., т. 3, стр. 95. * К. Д. У ш ин с к и й. Соч., т. 10, стр. 441. 55
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=