УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

стического строя, наблюдаемая во взглядах Ушинского, имеет глубокие причины. Нельзя забывать, что „когда пи­ сали наши просветители от 40-х до 60-х годов,— говорит Ленин,— все общественные вопросы сводились к борьбе с крепостным правом и его остатками. Новые общественно­ экономические отношения и их противоречия тогда были еще в зародышевом состоянии. Никакого своекорыстия по­ этому тогда в идеологах буржуазии не проявлялось; напро­ тив, и на Западе и в России они совершенно искренно верили в общее благоденствие и искренно желали его, искренно не видели (отчасти не могли еще видеть) проти­ воречий в том строе, который вырастал из крепостного"1. Но по мере развития капитализма Ушинский все более и более начинал замечать пороки нового строя, когда „роскошь развивает фабрики, фабрики развивают роскошь", когда „один дуреет от жира, другой дичает от нищеты". В мыслях Ушинского звучат отголоски воззрений крестьян­ ских масс и городской мелкой буржуазии—ремесленников, кустарей, которые изнемогали в условиях феодально-кре­ постнического строя и, в то же время, разорялись в усло­ виях торжествующего капитализма. В это время „потреб­ ность все больших и больших капиталов для всякого самостоятельного производства увеличивается" и „число самостоятельных производств уменьшается", „одна громад­ ная фабрика поглощает тысячи маленьких и превращает самостоятельных хозяев в поденщиков"2. Но Ушинский не падает духом. Он глубоко верит в светлое будущее родного народа, хотя и не видит на­ стоящего выхода из его тяжелого положения. Ушинский, неоднократно рассматривавший с диалектических позиций те или иные явления, не сумел понять революционной сущности диалектики. Он не ищет революционных путей борьбы, а призывает к нравственному совершенствованию, даже подчас апеллирует к христианской морали и, становясь на идеалистические позиции, ищет выхода в просвещении: „Приготовлять умы! Рассеять идеи!.." —в этом Ушинский видит путь, правда долгий путь, в светлое будущее гря­ дущих поколений3. 1 В. И. Лени н. Соч., т. 2, стр. 473. 2 К. Д У ш ин с к и й, Труд в его психическом и воспитательном значении. Соч. т. 2, стр, 352. 3 К. Д. Ушин с кий , Собрание неизданных пед. сочинений, т. 3* материалы для биографии. СПб, 1908, стр. 17. 54

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=