УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
ценности"1. Но задачу создания общества, основанного на праве собственности с тем, чтобы „соединить эгоистиче ские личности, не уничтожая их", рабовладельческий Рим не смог разрешить. И римское общество, не решив стояв шей перед ним задачи, распалось. К решению этой за дачи стремилось и христианство. „Герои христианской любви к людям" „преобразили себя и хотели преобра зить других", но „зсе общество не могло подняться на такую высоту". Идея не могла убедить людей и надо было, чтобы люди самой жизнью убедились в том, что гражданское общество для них выгодно эгоистически. Сразу не осознав единства интересов общества в рамках всего человечества, люди стали объединяться только в рамках отдельных обшин. Но эти средневековые мелкие, замкнутые общины, осоз навшие внутри себя единство интересов своих членов, противопоставляли себя другим общинам, были эгоистичны и враждебны всему тому, что находилось вне их2. Как видно из всего сказанного, Ушинский стремился' объяснить развитие „патриархального периода", т. е. пер вобытно-общинного строя, воздействием материального фактора—географической среды. Переходя к разрешению вопросов истории „гражданского общества", классового общества, истории государственности, он становился цели ком и полностью на позиции идеализма. Дальнейший процесс развития феодального общества представляется Ушинскому в следующем виде: отдельные общины начали сливаться в сословия; вместе с тем крепло понимание, что удовлетворение эгоистических интересов совместимо судовлетворением общего интереса. „Возникно вение городов и среднего сословия было уже значитель ной победой этой истины",—говорит Ушинский. Но „отвер жением" этой „истины", продолжает свою мысль Ушин ский, оставалась „борьба сословий". В 1848 г., когда Ушинский выступил со своей работой „О камеральном образовании", в которой он излагал ос новные положения своей исторической концепции, буду щий великий педагог явно идеализировал буржуазный строй. Он утопически полагал, что с его укреплением и уравнением сословных прав оканчивается „борьба со словий", доказавшая „ту истину, что не человеку, а всему 1 К. Д. Ушин с кий , Соч., т. 1, стр. 167. 2 Там же, стр. 167—168. 52 I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=