УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
На^од, несмотря на наличие в нем различных ветвей, на речий и т. п., сохраняет свое единство, порождаемое един ством окружающей человека природной среды. „Географизм1 во взглядах Ушинского сближает его историческую концепцию с концепцией его современника, известного буржуазного историка С. М. Соловьева. Но в условиях конкретной исторической обстановки России того времени и эти взгляды объективно являлись прогрес сивными, поскольку они подрывали господствовавшее в то время реакционное, религиозное толкование развития об щества. Но отводя природе главную роль в формировании че ловеческого общества, Ушинский не останавливается на этом. Он прослеживает и обратное воздействие человека на природу при помощи труда, указывая на то, что чело век не только пользуется произведениями природы, но и заставляет природу служить себе, „овладевая ее законами, заставляет ее действовать сообразно своим целям", пре вращает природу в свое орудие Вместе с тем Ушинский придает исключительно боль шое значение труду, „который, исходя от человека на природу, действует обратно на человека"1. В процессе общественного развития, совершающегося, по мнению Ушинского, от семьи к племени и, наконец, на роду, исторически складывается вместо семейного быта гражданский быт. Ушинский-диалектик стремится найти внутреннюю противоречивость, свойственную развитию гражданского общества. Он определяет гражданское об щество как „общество, основанное на эгоизме и на мате риальных интересах, общество, в котором один член сое диняется с другим именно потому, что думает только о себе, о достижении своего исключительного интереса"3. Отсюда: связать отдельные эгоистические личности и при мирить их противоречивые интересы— такова основная задача гражданского общества. „Греция была только пе реходом от быта патриархального к быту гражданскому". Рим же создает уже гражданское право, узаконяя „только одну эгоистическую личность и ее одежду—право собст- 1 К. Д. Ушин с к ий , О камеральном образовании. Соч., т. 1, стр. 174. 2 К. Д. Ушин с кий , Труд в его психическом и воспитательном значении. Соч., т. 2, стр. 337. 3 К. Д. У ш и н с к и й, Соч., т. 1, стр. 171. 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=