УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

удовлетвориться тайным сочувствием „небольшого круж­ ка друзей истины". Французские материалисты XVIII века сыграли выдаю­ щуюся роль в истории борьбы науки против идеализма и религии. Однако их атеизм был исторически ограничен, носил чисто просветительский характер. Это обусловлива­ лось их классовой ограниченностью, ограниченностью их мировоззрения: материализм французских просветителей носил метафизический, механистический характер; будучи материалистами в понимании природы, они в понимании общественных явлений стояли на позициях идеализма. Возникновение и живучесть религии они объясняли толь­ ко обманом и невежеством масс и не дошли до понима­ ния социальных корней религии, до понимания того, что нельзя покончить с религией, не уничтожив эксплуатации человека человеком. Они преувеличивали значение рели­ гии, считали ее главным источником злд в обществе. Даже связывая религию с социальным гнетом, французские материалисты XVIII в. рассматривали ее скорее как пред­ посылку, чем как следствие этого гнета, „Теологические учения и подлая лесть служителей божества породили деспотизм, тиранию и разврат государей и ослепление народов, которым запрещают во имя бога любить свобо­ ду, трудиться для своего счастья, противиться наси­ лию, пользоваться своими естественными правами"1. По этой причине они не видели и действительных пу­ тей преодоления религиозных предрассудков: просвети­ тельскую деятельность и пропаганду атеизма они считали достаточными средствами борьбы против религии. Правда, они требовали также покончить с политическим и эконо­ мическим могуществом церкви. Но это, разумеется, могло лишь облегчить борьбу с религией, но не искоренить ее. Не понимая диалектику процесса познания,' они не могли понять и гносеологических корней идеализма и религии, не могли объяснить, почему появляется иллюзорное со­ знание, почему возможен отрыв фантазии от действитель­ ности. Наивны были их мечтания о том, чтобы, „просве­ тив" монарха, сделать его борцом против мракобесия. Утопичны были и их надежды на то, что с утверждением „разумного", т. е, буржуазного строя будет сделано все возможное для искоренения религии: буржуазия, как из­ 1 1). Г о л ь б а х , Система природы, стр. 348. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=