УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
долго смотрело на небо. Пусть оно вернется снова на землю. Пусть человеческий разум, уставший от смехотвор ных богословских басен, непостижимых тайн и детских обрядов, обратится к реальным предметам, ощутимым ис тинам, полезным знаниям; пусть рассеются бесплодные призраки, поработившие народы, и тогда разумные мысли быстро и сами собой внедрятся в умы. И в соответствии со своим утопическим идеалом „просвещенного монарха”, „мудрого правителя”, долженствующего осчастливить на роды, Гольбах взывает: „Государи! Вместо того, чтобы участвовать в ненужных спорах священников, правьте справедливо своими подданными, издавайте для них хо рошие законы, относитесь с уважением к их свободе и имуществу, заботьтесь о их воспитании, поощряйте их труд, награждайте их способности и добродетель... Тогда вам не нужны будут больше выдумки, чтобы принудить- повиноваться вашей власти... Вымыслы богословов полез ны лишь для тиранов” 1. Возможно ли, однако, всех людей сделать атеистами, искоренить из сознания всех членов общества религиоз ный дурман? Ответ французских просветителей XVIII в. на этот вопрос наглядно характеризует их буржуазную ог раниченность, пренебрежение идеологов эксплуататорских классов к народным массам. Они или вовсе отрицали возможность высвобождения сознания всех людей из це пей суеверия, или считали это вероятным только в не определенно далеком будущем. Так, Дидро утверждал, что вера в бога всегда будет существовать, что атеизм может стать доктриной только маленькой школы, а не убеждением большинства. Аналогична и точка зрения Гольбаха. Вытравить у целого народа его религиозные представления, считает он, совершенно невозможно и не это следует ставить себе целью. „Атеизм, подобно фило софии и всем серьезным, абстрактным наукам, не по плечу толпе и даже большинству людей... Поэтому не для тол пы должен писать или предаваться размышлениям фило соф”. Пропагандируя атеизм, пишет Гольбах в другом ме сте, мы скорее имеем в виду будущие поколения, кото рые оправдают наши^ усилия; в настоящее время надо 1П. Гольбах , Здравый смысл. Избранные антирелигиозные произведения, т. 1, стр. 185, М., ГАИЗ, 1934. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=