УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

долго смотрело на небо. Пусть оно вернется снова на землю. Пусть человеческий разум, уставший от смехотвор­ ных богословских басен, непостижимых тайн и детских обрядов, обратится к реальным предметам, ощутимым ис­ тинам, полезным знаниям; пусть рассеются бесплодные призраки, поработившие народы, и тогда разумные мысли быстро и сами собой внедрятся в умы. И в соответствии со своим утопическим идеалом „просвещенного монарха”, „мудрого правителя”, долженствующего осчастливить на­ роды, Гольбах взывает: „Государи! Вместо того, чтобы участвовать в ненужных спорах священников, правьте справедливо своими подданными, издавайте для них хо­ рошие законы, относитесь с уважением к их свободе и имуществу, заботьтесь о их воспитании, поощряйте их труд, награждайте их способности и добродетель... Тогда вам не нужны будут больше выдумки, чтобы принудить- повиноваться вашей власти... Вымыслы богословов полез­ ны лишь для тиранов” 1. Возможно ли, однако, всех людей сделать атеистами, искоренить из сознания всех членов общества религиоз­ ный дурман? Ответ французских просветителей XVIII в. на этот вопрос наглядно характеризует их буржуазную ог­ раниченность, пренебрежение идеологов эксплуататорских классов к народным массам. Они или вовсе отрицали возможность высвобождения сознания всех людей из це­ пей суеверия, или считали это вероятным только в не­ определенно далеком будущем. Так, Дидро утверждал, что вера в бога всегда будет существовать, что атеизм может стать доктриной только маленькой школы, а не убеждением большинства. Аналогична и точка зрения Гольбаха. Вытравить у целого народа его религиозные представления, считает он, совершенно невозможно и не это следует ставить себе целью. „Атеизм, подобно фило­ софии и всем серьезным, абстрактным наукам, не по плечу толпе и даже большинству людей... Поэтому не для тол­ пы должен писать или предаваться размышлениям фило­ соф”. Пропагандируя атеизм, пишет Гольбах в другом ме­ сте, мы скорее имеем в виду будущие поколения, кото­ рые оправдают наши^ усилия; в настоящее время надо 1П. Гольбах , Здравый смысл. Избранные антирелигиозные произведения, т. 1, стр. 185, М., ГАИЗ, 1934. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=