УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

лософия всегда воевала с религией, являющейся плодом невежества, обмана и самообмана. Представители этой философии, такие, как Левкипп, Демокрит, Эпикур, Гоббс, Спиноза, Бейль и др. были достаточно мужественны для того, чтобы сбросить с себя цепи предрассудков, прорвать покрывало суеверий, взять себе в проводники опыт и разум и освободить философию от связывающих ее пут богословия. Но учение этих мыслителей, с горечью отме­ чает Гольбах, восприняло лишь незначительное количе­ ство людей, ибо мир „чересчур еще дорожит сказками, чтобы слушать голос рассудка". Только в материализме и атеизме, подчеркивают фран­ цузские материалисты, единственное спасение от гибель­ ных для общества религиозных предрассудков. Челове­ чество, писал Ламетри, не будет счастливо до тех пор, пока не станет атеистичным. Атеист, согласно Гольбаху, это человек, который стремится к разрушению вредных иллюзий, противопоставляя им опыт, разум, природу; это мыслитель, который, исследуя материю и ее свойства, исходит из того, что для объяснения природы нет надоб­ ности в каких-то вымышленных, сверхъестественных су­ ществах, которые делают природу совершенно непости­ жимой, недоступной и бесполезной человечеству. Отри­ цая неземную жизнь, атеист стремится устроить счастли­ вую жизнь на земле, что без труда на благо общества невозможно. Поэтому деятельность атеистов достойна ■всяческого уважения и поощрения. Есть ли что-либо бо­ лее справедливое, чем борьба против религиозного безу­ мия, которое, „не неся ничего доброго человеческому роду, лишь помрачает разум, доводит до исступления, делает людей несчастными, лишает их истины?"1 Новое общество, о котором мечтали французские мы­ слители XVII! века, и представлялось им как общество атеистов. Свободное от оков религиозных обманов ибред­ ней, управляемое разумными законами, обладающее пра­ вильной системой воспитания, такое общество, пишет Гольбах, будет несравненно добропорядочней, чем постро­ енное на религиозных началах общество, где все направ­ лено к отравлению мысли и к развращению сердца. При­ нуждаемое своими наставниками, человечество слишком 1 П. Го л ь б а х , Здравый смысл. Избранные антирелигиозные произведения, т. 1, стр. 196, М., ГАИЗ, 1934. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=