УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
лософия всегда воевала с религией, являющейся плодом невежества, обмана и самообмана. Представители этой философии, такие, как Левкипп, Демокрит, Эпикур, Гоббс, Спиноза, Бейль и др. были достаточно мужественны для того, чтобы сбросить с себя цепи предрассудков, прорвать покрывало суеверий, взять себе в проводники опыт и разум и освободить философию от связывающих ее пут богословия. Но учение этих мыслителей, с горечью отме чает Гольбах, восприняло лишь незначительное количе ство людей, ибо мир „чересчур еще дорожит сказками, чтобы слушать голос рассудка". Только в материализме и атеизме, подчеркивают фран цузские материалисты, единственное спасение от гибель ных для общества религиозных предрассудков. Челове чество, писал Ламетри, не будет счастливо до тех пор, пока не станет атеистичным. Атеист, согласно Гольбаху, это человек, который стремится к разрушению вредных иллюзий, противопоставляя им опыт, разум, природу; это мыслитель, который, исследуя материю и ее свойства, исходит из того, что для объяснения природы нет надоб ности в каких-то вымышленных, сверхъестественных су ществах, которые делают природу совершенно непости жимой, недоступной и бесполезной человечеству. Отри цая неземную жизнь, атеист стремится устроить счастли вую жизнь на земле, что без труда на благо общества невозможно. Поэтому деятельность атеистов достойна ■всяческого уважения и поощрения. Есть ли что-либо бо лее справедливое, чем борьба против религиозного безу мия, которое, „не неся ничего доброго человеческому роду, лишь помрачает разум, доводит до исступления, делает людей несчастными, лишает их истины?"1 Новое общество, о котором мечтали французские мы слители XVII! века, и представлялось им как общество атеистов. Свободное от оков религиозных обманов ибред ней, управляемое разумными законами, обладающее пра вильной системой воспитания, такое общество, пишет Гольбах, будет несравненно добропорядочней, чем постро енное на религиозных началах общество, где все направ лено к отравлению мысли и к развращению сердца. При нуждаемое своими наставниками, человечество слишком 1 П. Го л ь б а х , Здравый смысл. Избранные антирелигиозные произведения, т. 1, стр. 196, М., ГАИЗ, 1934. 44
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=