УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

ло идею божества, то знание законов природы ее убьет, В знании человек черпает силу. Науки, прикладные ис­ кусства, промышленность доставляют ему средства к существованию, oiibit научает его бороться с наводивши­ ми на него ужас стихийными явлениями. „Полезно заме­ тить, что способнейшие физики древности были явными или скрытыми атеистами" *. Большой ущерб обществу, указывает далее Гольбах, причиняется религией также вызываемой ею совершенно напрасной тратой времени, праздностью и бездеягельно- стьГо, которые вменяются верующим в обязанность. „Ведь, из-за требований религии полезнейшие работы не совер шаются в течение значительной части года"2. Французские материалисты раскрывают связь религии с идеализмом, пагубное воздействие богословия на фило­ софию. Идеалистическая философия, но выражению Гель­ веция, „постоянно бегает в страну химер за мыльными пузырями, ничего не выжимая из них, кроме ветра". Субъективно-идеалистическую философию Беркли Дидрс называет наиболее абсурдной системой философии, при­ падком бреда. Все „метафизические романы", т. е. системы, идеалистической философии, делает вывод Гольбах, на холятся в тесном родстве с суевериями дикарей. Ложная, полная вымысла и россказней, она ослепляет человече­ ский разум, заменяя естественные причины сверхъесте­ ственными, направляет ум человека в небесные выси схо­ ластики, где он занимается изучением никчемных и вред­ ных глубин; она стремится вселить в человека недоверие к основам разума и очевидности и „упрятать истину за непроницаемой стеной". Если истиннай философия, полагает Гольбах, состоит в познании природы, то платоновское фантастическое уче­ ние не заслуживает звания философии, так как оно толь­ ко удаляет человеческую мысль от реальной природы и направляет ее в мир призраков. Платоновские бредни, являясь продуктом темных умозрений и непонятной мета­ физики египетских, халдейских, ассирийских жрецов, в свою очередь составляют основу европейских религий. Богословие сделало философию невразумительным ле­ петом, поэтому подлинная, т. е. материалистическая фи­ 1 Г1. Гольбах , Система природы, стр. 40U. а Т а м ж е, стр. 368. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=