УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
женны нищие, блаженны плачущие, блаженны стражду щие—таковы „радостные" истины, провозглашаемые ею. Природа толкает человека на путь просвещения. Она го ворит ученому: посвяти свои силы родине, старайся делать научные открытия для ее блага. Религия запрещает ему всякое исследование, внушает страх перед истиной, при казывает пребывать в невежестве; она говорит ученому: предавайся бесплодным мечтаниям, углубляйся в дебри измышлений, упрямо защищай тезисы, в которых ты сам ничего не понимаешь. Религия враждебна патриотизму,— •у истинных христианнет родины на земле, она—на небе сах. Разоблачая космополитизм католической церкви, Гольбах указывает, что папство стремится к подчинению ьсех стран ее владычеству, к мировому господству. „При рода советует человеку, живущему в обществе, любить свое отечество, верно служить ему, идти вместе с ним против всех тех, кто попытается вредить ему; религия же приказывает ему безропотно повиноваться тиранам, угне тающим это отечество, служить им против него, заслу жить их милости..."1 Само представление о боге, продолжает философ, про тиворечит нравственности: в любой религии он изобра жается самым причудливым, самым несправедливым, самым жестоким из тиранов, каким-то чудовищем неразумия. Во всех религиях мы находим бога войны, бога зависти, бога мести, бога истребления, бога, радующегося резне. Подра жать языческому богу Юпитеру, иудейскому богу Иегове, христианскому богу—значит подражать скандалисту, пре любодею, кровосмесителю, беспутному, мстительному фа натику и мизантропу, всегда гневающемуся, не знающему жалости. Бог, осуждающий на адские мучения,—это наибо лее гнусное существо, которое человеческое воображение могло выдумать. „Хорошенькая мораль была бы у нас, если бы мы стали подражать богу!“ 2 А что представляет собою святой во всех религиях? Это тунеядец, который уединяется от мира, молится, по стится, истязает себя и, как сыч, прозябает в одиночестве. Если святые, живущие в пустыне, бесполезны, то святые, живущие в миру, иногда бывают очень опасны, так как 1 II. Гольбах , Система природы, стр. 368—369. 2 П. Гольбах , Здравый смысл. Избранные антирелигиозные произведения, т. 1, стр. 1-14, ГАИЗ, М., 1934. 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=