УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
ловека, Гольбах уже не принимает за безусловно досто верную метафизическую точку зрения о неизменности ви дов; он допускает возможность и противоположной гипо тезы, явно отдавая ей предпочтение. Нет „никакого про тиворечия,—пишет он,— в допущении, что человеческий род, как мы его видим теперь, был создан от века или же в некоторый определенный момент времени, ни в допу щении, чго человеческий род дошел до своего теперешне го состояния через ряд последовательных фаз развития. Материя вечна и необходима, но ее сочетания и формы преходящи и случайны; а что такое человек, как не со четавшаяся известным образом материя, форма которой меняется с каждым мгновением?'1 Следует однако заметить, что в этом вопросе Дидро пошел дальше Гольбаха. Объясняя совершенство и целе сообразность в строении организмов, Дидро противопостав ляет телеологическим представлениям идеи эволюции, во многом предугадавшие принципы дарвинизма. Современ ные совершенно устроенные организмы, указывает он, развились постепенно и закономерно. Он высказывает мысли о роли приспособления к среде, упражнения орга нов и естественного отбора в развитии организмов. И эти свои примечательные идеи он использует для развенчания ненавистной поповщины. Так, он пишет, характеризуя идею родственности всех видов органического мира, из ложенную Гельвецием: „Различие между человеком и жи вотным сводится у него только к различию организации. Так, например, удлините у человека лицо, вообразите, что нос, глаза, зубы, уши у него, как у собаки, снабдите его шерстью, поставьте его на четыре лапы,—после тако го превращения человек этот, хоть будь он доктором Сорбонны, станет выполнять все функции собаки: он бу дет лаять, вместо того, чтобы аргументировать; он будет грызть кости, вместо того, чтобы заниматься разрешением софизмов; вся его деятельность сосредоточится в обонянии; почти вся душа его будет заключаться в носу; и он будет гоняться по следу за кроликом или зайцем, вместо того, чтобы выслеживать атеистов или еретиков... С другой стороны, возьмите собаку, поставьте ее на задние ноги, округлите ей голову, укоротите морду, отнимите у нее шерсть и хвост,—и вы сделаете из нее ученого доктора,. 1 П. Г о л ь б а х , Система природы, стр. 52. 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=