УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

врождена человеку. Но такой вывод, говорит Гольбах, со­ вершенно несостоятелен; распространенность идеи бога объясняется тем, что она прививается людям с раннего детства, укореняется в них воспитанием и привычкой. Разве вера в колдовства и привидения не распространена повсеместно? Разве до Коперника не господствовало мне­ ние, что солнце вращается вокруг неподвижной земли? Эги грубые предрассудки и ложные понятия исчезают при свете знания. То же следует сказать и о вере в бога. Опровергая так называемое телеологическое учение, согласно которому в мире все целесообразно, везде гос­ подствует божественный порядок, Гольбах замечает, что обилие зла и страданий в обществе является наглядным опровержением этого „учения'. „На одного наслаждаю­ щегося жизнью человека мы видим миллионы других, стра­ дающих; на одного живущего в роскоши богача имеются миллионы бедняков, нуждающихся в самых необходимых вещах; целые народы пребывают в нищете, чтобы удовле­ творить прихоти нескольких государей и вельмож.1 В природе все подчинено естественной необходимости, исключающей существование какогобы то ни было твор­ ца. Поэтому человеческие представления о порядке и бес­ порядке в природе, о целесообразности и ее нарушении означают лишь наши способы рассмотрения естественных и необходимых явлений. Уверяют, будто удивительное согласие между частями организма животных, создающее гармонию целого, является доказательством существова­ ния мудрого и могущественного бога. В действительно­ сти же эта гармония является следствием необходимых законов природы и их сочетания. Природа производит го­ ловной мозг, способный породить поэмы; она, наделив определенного человека темпераментом, воображением, страстями, делает его способным произвести шедевр. „Голова, организованная как голова Гомера, обладающая той же мощыо и силой воображения, обогащенная теми же знаниями, находящаяся в той же обстановке, произве­ дет—не случайно, а необходимым образом—„Илиаду"2. Могущественной природе не труднее произвести великого поэта, чем метала или камень. Рассматривая вопрос о происхождении животных и че­ 1 П. Голь бах , Система природы, стр. 251. 2 Там же, стр. 304. 3* 35

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=