УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

чтобы сбывать свои лекарства. Набожные люди слишком боятся своего бога, чтобы искренне любить его. Они слу­ жат ему как рабы, которые, не-имея возможности ускольз­ нуть от могущества своего господина, льстят ему. Неустан­ но твердя о мудрости, благости, справедливости провиде­ ния, они своими молитвами фактически осуждают его по­ рядки. Ведь молиться богу о ниспослании блага— значит не доверять его неусыпным заботам; молиться о предот­ вращении зла— значит пытаться препятствовать его спра­ ведливому суду. Молиться о помощи в несчастье— значит обращаться к самому виновнику этих несчастий, чтобы он подправил свои планы как абсолютно не соответствующие интересам людей. При этом, бесконечные молитвы, кото-- рыми люди осаждают своего бога, то и дело друг другу противоречат. Житель обильно орошаемой долины жалует­ ся на избыток дождей; в то же самое время обитатель возвышенной местности молится о дальнейшем ниспосла­ нии дождя, который приводит в отчаяние его соседа. Много внимания уделяют французские материалисты развенчанию догмата о бессмертии души, этого, по выра­ жению Гольбаха, „нагромождения условных нелепостей". То, что теологи называют душой, замечает он, есть не что иное, как свойства или способности самого материального тела. Вместе с телом душа растет, стареет и умирает. Ска­ зать, что душа бессмертна, что она будет счастливой или несчастной после смерти тела с его органами чувств— зна­ чит утверждать, что человек может вйдеть без глаз, слы­ шать без ушей, чувствовать вкус без нёба, обонять без носа, осязать без рук и кожи. Догмат о бессмертии души очень выгоден для священнослужителей; он нужен им для того, чтобы, напугав невежественных людей, управлять ими и обирать их. „Если в спиритуалистической системе мало логики и философии, то нельзя отрицать, что система эта является результатом очень глубокой, задуманной в интересах теологов политики " 1. Уничтожающей критике подвергает Гольбах различные „доказательства" существования бога, выдвигаемые бого­ словами и философами-идеалистами (Кларком, Декартом, Мальбраншем, Лейбницем и др.). Одним из такого рода „доказательств" богословы считают распространенность идеи божества, из чего они заключают, что эта идея 1 П. Г о л ь б а х , Система природы, стр. 61. 34

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=