УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

баху в гаком виде. Первоначально люди обожествляли са­ ми предметы и явления природы. Недаром греки называли природу „божеством о тысяче имен". Небо стало первым из богов; время стали почитать под именем сына неба- Сатурна; „эфирная материя, которая является принципом движения и теплоты", была названа Юпитером. Он вступил в брак с Юноной, богиней воздуха. Солнце стало Озири­ сом, Белом, Митрой, Адонисом, Аполлоном; море—Неп­ туном, огонь—Сераписом, Ормуздом, Вулканом. Не зная действительных причин собственных страстей, люди обо­ жествили и их: стала богом любовь; красноречие, поэзия* искусство были обожествлены под именами Гермеса, Мер­ курия, Аполлона; угрызения совести были названыфуриями. Впоследствии люди в качестве богов начали почитать- могущественных гениев, героев, якобы управляющих сти­ хиями. Под влиянием дальнейших размышлений люди ре­ шили „упростить систему", подчинив всю природу верхов­ ному разуму, духу, мировой душе, т. е. единому духов­ ному OOIу. Так, обращая свои взоры исе выше и выше, люди под конец перестали различать что бы то ни было; и в этом-то тумане они и поместили своего бога. „Духов­ ность бога является последним оплотом теологии, которая создала себе какого-то ультравоздушного бога, надеясь,, без сомнения, на то, что подобный бог совершенно непри­ ступен" Г У дикарей, занятых тяжелой заботой о пропитании, мыслительная способность почти равнялась нулю. Духов­ ный бог— этот продукт утонченного мудрствования тео­ логов—хорош лишь для праздного досуга тех, которым не приходится работать, чтобы обеспечить себе существо­ вание. У человека из народа представление о боге не вы­ ше, чем у дикаря. „Теология... годна лишь для тех, кто живет за счет других или кто присваивает себе право мыслить за всех трудящихся"2. Таким образом, религиозные представления возникли по необходимости, но несчастье состоит в том, что чело­ вечество продолжает верить в фантастические выдумки дикарей. В современных религиях легко отыскать не только переиначенные богословами догматы древних религий, но 1 II. Гольбах , Система природы, стр. 307. 2 'Г а м ж е, стр. 265. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=