УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

ошибка,— напоминает Гольбах выражение материалиста Бэкона, —это ошибка, возведенная в сан божества*. Французские материалисты полагали, что религия не всегда существовала. И если, по мнению Дидро, „мы не знаем, как у какого-нибудь народа возникли предрассудки*, то Гольбах пытается выяснить как причину возникновения религиозных представлений, так и характер их эволюции. На заре своего существования, утверждает он, люди находились в диком состоянии и жили отдельными разбро­ санными семьями. Лишь впоследствии они объединяются в народы, по зову законодателей или пророков, которые дают им законы, национальных богов, вероучения и ока­ зывают различные благодеяния. Живя разрозненно в лесах и пещерах, подвергаясь действию непогоды и нападению хищных зверей, с трудом добывая себе жалкое пропитание, дикари не имели досуга для открытий, способных облег­ чить труд, не могли знать законов природы. Только обще­ ственная жизнь дает человеческому знанию возможность развиваться, ибо для того, чтобы раскрыть тайны природы, необходимы разнообразные и комбинированные усилия. Религия и возникла вследствие того, что темный ум невежественного дикаря, бессильный дать естественное объяснение грозным явлениям природы и собственным бедствиям, в смутной тревоге и страхе, обращается к небу. Раз возникнув, религиозные представления усиленно под­ держивались и насаждались жреческим сословием и власть имущими в их интересах. Невежество истрах—два столпа всякой религии, поддерживаемые обманом священников и монахов. „Так в мастерской печали несчастный человек творил призрак, из которого он сделал себе бога*1. Под влиянием фантастических измышлений, природу стали презирать, считать неспособной производить что- либо; на нее стали смотреть как на пассивное орудие, действующее лишь по воле богов. Рассуждения Гольбаха по поводу происхождения рели­ гии, при всей их наивности, интересны в том отношении, что он уже не ограничивается традиционной для просве­ тителей ссылкой на невежество и страх, а в какой-то сте­ пени пытается обнаружить корни религиозных представле­ ний в. самих условиях жизни людей. Эволюция религиозных верований представляется Голь­ 1 П. Г о л ь б а х , Система природа, стр. 220. 31

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=