УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

С замечательной глубиной и ясностью вскрывает Голь­ бах внутреннюю несостоятельность, абсурдность понятия бога. Идея бога, замечает он,— самая нелепая и несовме­ стимая со здравым смыслом, это химера, заключающая в себе море противоречий. В самом деле, если бог беско­ нечно добр и мудр, то зачем его бояться и тревожиться за свою участь? Если он всеведущ, то зачем беспс/коить его молитвами? Если он вездесущ, то зачем ему храмы? Если он справедлив, то как он может наказывать свои создания, которым сам же предоставил свободу грешить? Если он всемогущ, то как можно его оскорбить, проти­ виться его воле? Если познание бога важнее всего, то по­ чему он не убедил всех в своем существовании? Возможно ли что-либо более несовместимое со здравым смыслом, чем вера в то, что существо, чрезвычайно доброе, мудрое, справедливое и могущественное управляет миром, полным безумия, беспорядков, преступлений? Бедствия и несчастья людей богословы объясняют гне­ вом божьим, а гневается он оттого, что люди развращены. Почему же они развращены? Потому, говорят богословы, что первый мужчина, коего соблазнила первая женщина, вкусил от запретного яблока. Кто же вынудил женщину совершить такое безумие? Дьявол. Откуда дьявол взялся? Его сотворил бог. А зачем бог сотворил дьявола? Это, отвечают богословы, скрытая в лоне бога тайна. Уже более двух тысяч лет назад, говорит философ, передовые мыслители вскрывали эти вопиющие противо речия. Он приводит рассуждения выдающегося древнегре­ ческого материалиста и атеиста Эпикура: „Одно из четы­ рех: либо бог хочет помешать злу, но не может; либо мо­ жет, но не хочет; либо и не может и не хочет; либо, на­ конец, и может и хочет. В первом случае он бессилен. Во втором случае мы приписываем ему коварство, непри­ стойное богу. В третьем случае он оказывается ибессиль­ ным, и коварным, а стало быть, теряег все божественные атрибуты. Наконец, если он может и хочет помешать злу, то почему же он этого не делает?“ Идея бога носит на себе следы дикости, все религии— это древние памятники невежества и жестокости диких предков. Разве изображение бога с неумолимым характером, ревнивого, мстительного, капризного не напоминает чело­ века, который еще не развил свой разум? „Самая пагубная 30

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=