УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
наших знаний являются ощущения, посредством которых устанавливается связь межау материальной природой и человеческим сознанием. Таким образом, для бога в ми ре места не остается. „Природа не есть вовсе какое-то изделие ; она всегда существовала сама по себе, в ее лоне делается все; она— колоссальная мастерская, снабженная всякими материалами и изготовляющая инструменты, которыми она пользуется в своих действиях1*. Необходимо подчеркнуть, что, хотя материализм фран цузских атеистов был в целом метафизическим, они выска зали ряд глубоких диалектических положений, использо ванных ими в борьбе против идеализма и мистики. Именем бога, рассуждает Гольбах, люди обозначают неизвестную им причину явлений. А так как о незнакомых вещах люди судят лишь по известным им предметам, то поэтому вымышленному ими призраку они приписывают свои собственные качества —волю, ум, страсти, намерения, желания, потребности, т. е. создают бога по своему образу и подобию. При этом „божественные атрибуты" настолько гипертрофируются, что люди перестают узнавать в них свои личные особенности. Характер человека предопреде ляет характер его бога. Весельчак, предающийся мотовству и удовольствиям, строит себе покладистого бога, с кото рым легко можно договориться; человек желчный хочет бога, заставляющего всех трепетать. А так как совершен но одинаковых людей не бывает, то не могут быть оди наковыми и их представления о боге—об этом призраке, существующем лишь в их собственных мозгах. Отсюда неизбежность ересей, раздоров, расколов. Когда одному философу сказали, что бог создал человека по своему образу и подобию, тот ответил: человек отплатил ему той же монетой. Гольбах приводит также слова древне греческого философа Ксенофана о том, что если бы быки или слоны умели ваять или рисовать, то они изображали бы божество в собственном виде и были бы при этом не менее правы, чем Поликлет или Фидий, придававшие богу форму человека". „Абстрактнейшие теологические понятия основываются на самом подлинном антропоморфизме “ 2. 1 Поль Гольбах , Система природы. М., 1910, стр. 300. В даль нейшем—ссылки на это издание. ‘ Там же, стр. 314. 29
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=