УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

ститель—10головами и11 указательными пальцами; Иоанн Златоуст—15 руками; святой Георгин— в 30 экземплярах и т. д. Во Франции XVIII века, ставшей ареной неуклонно углуб­ лявшегося конфликта между изжившим себя феодальным строем и развивавшимся в его недрах капитализмом, борь­ ба против церкви была особенно напряженной. Католиче­ ская церковь играла здесь огромную экономическую и по­ литическую роль. Паразитическая армия духовенства, числом до 200 тысяч человек, владела около 1/4 всех зе­ мель. Доходы церкви только ог земельной собственности, феодальных прав и десятины составляли около 350миллио­ нов ливров, причем львиная доля их поглощалась ьысдиим духовенством. Так, один из „князей церкви", кардинал Роган имел годовой доход в миллион ливров. (Для срав­ нения можно отметить, что средний ежегодный заработок подмастерья равнялся 250—300 ливрам.) Алчность, лице­ мерие, распутство были характерными чертами духовных пастырей. Достаточно сказать, что в 1723 году во главе французского духовенства стал общепризнанный разврат­ ник и сутенер Дюбуа. До какой наглости доходили цер­ ковники в своем стремлении надуть и обобрать верующих, свидетельствует такой приводимый Гельвецием факт, Один священник из Бордо заявил в своей проповеди, что при звуках „тен-тен-тен“, издаваемых падающими в кружку монетами, души в чистилище начинают смеяться: „ха-ха-ха, хи-хи-хи“, выражая этим свою радость и признательность жертвователям и поощряя их к дальнейшим даяниям. На­ родные массы, бесправные иобнищавшие, люто ненавидели своих угнетателей—привилегированную касту духовных и светских паразитов. Французские материалисты XVIII века были выдающи­ мися мыслителями, стоявшими на уровне научных знаний своего времени. Своей борьбой против идеализма и рели­ гии они расшдтызали устои феодализма и сыграли боль­ шую роль в идеологической подготовке революционных сил для свержения феодального строя. Произведения их проникнуты горячим патриотизмом, глубокой верой в че­ ловеческий разум, в лучшее будущее человечества, мечтой о счастье людей, о мире и дружбе между народами. За свою деятельность они жестоко преследовались и госу­ дарством, и церковью. По обвинению в атеизме многие из них побывали в Бастилии и других застенках; их про­ 26

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=