УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

выбор эпитетов в этих письмах: „Горячий поцелуй1, „безгра­ ничная нежность1, „нежная привязанность1, „горестные дни“ и т. д. Часто речь Сакко становится образной: „Слов­ но нити, которых ты не можешь увидеть, ведут от каждого из нас ко всем другим людям1, „Душа ребенка где-то жила все время, но потом, как цветок, который долго поливают и держат на солнце, она вдруг распустила лепе­ стки1*. К Мадейросу Сакко обращается со словами: „Говори, ласково, сынок112. Тон его речи обычно спокойный и груст­ ный. Но на суде в ней звучит негодование. В речи Ванцет­ ти, наоборот, преобладают публицистические черты. Это язык агитатора, борца, страстный ивзволнованный. Образец страстной публицистики— речь Ванцеттина суде, где он из обвиняемого превращается в обвинителя. Его фразы ясны и отточены, они бьют врага наповал, делают доступными самые сложные и запутанные вещи. Временами эти фразы приобретают характер афоризмов: „Насилие неизбежно, когда слишком большой груз наваливают на спину народа". „Весь ваш мир—это сплошное насилие". „Наша смерть- это наше торжество" и т. д. Портреты, как средство характеристики персонажей по­ вести, лаконичны, все они имеют психологический смысл. Например, говоря о том, что расисты постоянно заставляли профессора уголовного права вспоминать, что он не настоя­ щий американец, Фаст так изображает его внешность: „Когда он разговаривал, к его речи примешивался отзвук чужого языка. Острый взгляд его темных продолговатых глаз скрывался за темными стеклами очков, а большая го­ лова была неловко посажена на тонкой шее"3. В сатириче­ ских портретах подчеркнуто или ничтожество, или звери­ ные черты людей, о которых идет речь. Вот, например, портрет губернатора. „Мелкие, правильные черты его чисто выбритого самодовольного лица не отражали ничего" *. Об­ разец лирического портрета—портрет Ванцетти. В повести есть два необыкновенно ярких пейзажа— картина утра 22 августа 1927 г. и вечера того же дня, со­ гретые большой лирической теплотой. Оба пейзажа несут на себе значительную идейную нагрузку. Прекрасная при­ рода, олицетворяющая радости жизни, еще больше подчер­ 1 Стр. 55. 2 Стр. 55. 3 Стр. 9. 4 Стр. 36. 242

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=