УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

низанные ненавистью и пренебрежением к религии и церк­ ви, ее обрядам, догмам, служителям. Передовые мыслители уже с древнейших времен вели беспощадную борьбу с ре­ лигиозным дурманом, раскрывали его человеконенавистни­ ческий характер, его неразрывную связь с тиранией. 3 словах бог и религия вижу тьму, мрак, цепи и кнут..,*1 Однако атеизм до возникновения марксизма был исто­ рически ограничен. Будучи идеалистами в понимании об­ щественной жизни, мыслители до Маркса не видели под­ линных классовых и гносеологических корней религии. Отсюда и метопы борьбы против религии понимались ими неправильно. Только основоположники научного комму­ низма Маркс и Энгельс, создав материалистическое учение об обществе, вскрыли подлинные причины происхождения и существования религии, научно обосновали пути иметоды борьбы против религии. Марксизм-ленинизм доказывает, что полное уничтожение религиозных суеверий возможно лишь на основе уничтожения эксплуататорского строя и построения коммунистического общества. Именно поэто­ му подлинно научным идо конца последовательным являет­ ся только пролетарский атеизм, основанный на научном мировоззрении и неразрывно связанный с борьбой рабочего класса за уничтожение эксплуатации, за коммунизм. В истории атеизма до Маркса выдающуюся роль сыгра­ ли французские материалисты XVIU века—Дидро, Гель­ веций, Гольбах, Ламетри и др. В своем мировоззрении они выражали интересы революционной французской бур­ жуазии, боровшейся во главе всего третьего сословия против изживших себя феодальных отношений, во имя утверждения прогрессивного в то время капиталистического способа производства. При этом, однако, своекорыстными апологетами буржуазии они не были. Нельзя забывать, указывал Ленин, что в ту пору, когда писали просветители XVIII века, все общественные вопросы сводились к борьбе против крепостничества. Новые общественно-экономические отношения с их противоречиями находились еще в заро­ дышевом состоянии. „Никакого своекорыстия поэтому тог­ да в идеологах буржуазии не проявлялось; напротив... они совершенно искренно верили в общее благоденствие и искренно желали его, искренно не видели (отчасти не 1 В. I'. Б е л и н с к и й , Письма, т. 3, 1914, стр. 87. 24

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=