УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
нет, о них постоянно идет речь, действуют их друзья или враги. Главы повести тесно связаны друг с другом. Не смотря на это, каждая глава до известной степени напо минает самостоятельную новеллу, причем почти в каждой из них на первый план выдвинут один герой повести. Так, центром первой главы является Мадейрос, четвертой— профессор уголовного права, девятой—президент и т. д. Но настоящим центром всех глав, как мы уже говорили, являются Сакко и Ванцетти. Очень большое место в повести занимают официальные документы: речи Сакко и Ванцетти, их письма, речи и заявления их друзей или врагов, отрывки посвященных им газетных статей. Советскому исследователю, не распола гающему всеми материалами процесса Сакко и Ванцетти, трудно установить, что в этих документах подлинное и что—плод авторского воображения. Документальная форма повествования оживляет изложение н усиливает реализм повести. Особенно интересна лекция профессора уголовного права о деле Сакко и Ванцетти. Использование этого ли тературного приема позволяет писателю с исключительной полнотой и объективностью изложить фактический мате риал процесса, подробно проанализировать все его момен ты и полнее обрисовать образ самого профессора. В повести Фаста лирика, патетика и сатира тесно пере плетаются между собой. В патетическом духе выдержаны многие авторские рассуждения, например, цитированное нами выше начало 18-й главы и вообще вся эта глава в це лом, начало 19-й главы и т. д. Патетический характер носят и многие речи Сакко и Ванцетти, особенно их речи на суде, там, где они защищают свои идеи или бичуют врагов. Подлинным лиризмом проникнуты главы, повествующие о дружбе Сакко и Ванцетти, их беседах с Мадейросом и особенно о Сакко и его семье. Новые, необыкновенно че ловечные отношения потребовали новой формы выражения, и Фаст нашел ее— взволнованную, лирическую. О сатире и ее роли в повести Г. Фаста уже шла речь выше. Здесь необходимо только сделать ряд добавлений. К открытой карикатуре Фаст не прибегает никогда. Люби мый его сатирический прием—тонкая ирония, временами перерастающая в сатирический гротеск. Однако, обыгрывая ту или иную комическую черту своих героев, Фаст никогда не теряет чувства реальной действительности. Часто только одна сатирическая деталь делает особенно выразительным 239
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=