УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

нет, о них постоянно идет речь, действуют их друзья или враги. Главы повести тесно связаны друг с другом. Не­ смотря на это, каждая глава до известной степени напо­ минает самостоятельную новеллу, причем почти в каждой из них на первый план выдвинут один герой повести. Так, центром первой главы является Мадейрос, четвертой— профессор уголовного права, девятой—президент и т. д. Но настоящим центром всех глав, как мы уже говорили, являются Сакко и Ванцетти. Очень большое место в повести занимают официальные документы: речи Сакко и Ванцетти, их письма, речи и заявления их друзей или врагов, отрывки посвященных им газетных статей. Советскому исследователю, не распола­ гающему всеми материалами процесса Сакко и Ванцетти, трудно установить, что в этих документах подлинное и что—плод авторского воображения. Документальная форма повествования оживляет изложение н усиливает реализм повести. Особенно интересна лекция профессора уголовного права о деле Сакко и Ванцетти. Использование этого ли­ тературного приема позволяет писателю с исключительной полнотой и объективностью изложить фактический мате­ риал процесса, подробно проанализировать все его момен­ ты и полнее обрисовать образ самого профессора. В повести Фаста лирика, патетика и сатира тесно пере­ плетаются между собой. В патетическом духе выдержаны многие авторские рассуждения, например, цитированное нами выше начало 18-й главы и вообще вся эта глава в це­ лом, начало 19-й главы и т. д. Патетический характер носят и многие речи Сакко и Ванцетти, особенно их речи на суде, там, где они защищают свои идеи или бичуют врагов. Подлинным лиризмом проникнуты главы, повествующие о дружбе Сакко и Ванцетти, их беседах с Мадейросом и особенно о Сакко и его семье. Новые, необыкновенно че­ ловечные отношения потребовали новой формы выражения, и Фаст нашел ее— взволнованную, лирическую. О сатире и ее роли в повести Г. Фаста уже шла речь выше. Здесь необходимо только сделать ряд добавлений. К открытой карикатуре Фаст не прибегает никогда. Люби­ мый его сатирический прием—тонкая ирония, временами перерастающая в сатирический гротеск. Однако, обыгрывая ту или иную комическую черту своих героев, Фаст никогда не теряет чувства реальной действительности. Часто только одна сатирическая деталь делает особенно выразительным 239

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=