УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

всех Ваших надежд на справедливость и разумное устрой­ ство мира “1. Да, для профессора гибель Сакко иВанцетти была крушением его буржуазно-гуманистических иллюзий. К пролетарскому гуманизму он дорогу еще не нашел. И то, что Фаст оставил своего героя именно в этом состоянии, свидетельствует о реализме его творчества, о знании им жизни и людей. Поверхностный художник мог сразу сде­ лать профессора чуть ли не коммунистом. Говард Фаст хорошо понимает, что изменение человеческого сознания— долгий и трудный процесс. В этом ярко сказалось следо­ вание Говарда Фаста методу социалистического реализма, его учеба у советской литературы. К той же группе героев повести, что и профессор уго­ ловного права, принадлежат два священника—негр и белый. И для них смертный приговор Сакко и Ванцетти был кру­ шением всех привычных представлений ипринципов. Очень интересен эпизодический образ священника в 11-й главе. До "процесса Сакко и Ванцетти он был человеком далеким от политики. Теперь же, „подобно многим людям в Америке, он вылез из своей скорлупы: думы о двух невинных осуж­ денных заставили его понять страдания миллионов"2. Мы уже говорили о том, что американская церковь своим вер­ диктом одобрила приговор над Сакко и Ванцетти, боль­ шинство американских священников, к какой бы религии они ни принадлежали, стали ожесточенными врагами двух невинно осужденных. Выше уже шла речь о двух таких священниках, талантливо изображенных Говардом Фастом. Но лучшая часть американского духовенства по-новому отнеслась к процессу. Как правило, это были бедные свя­ щенники, хорошо знающие тяжелую жизнь народных масс. В процессе они увидели прежде всего проявление крайней жестокости по отношению к человеку. Таков и священник, изображенный в 11-й главе. Для него процесс Сакко и Ван­ цетти был полной идейной катастрофой. Предстоящая казнь невинно осужденных убила в нем веру в бога. „Из чело­ века верующего он стал человеком, полным сомнений, и уже никогда не будет таким, как прежде"3. Образ священ­ ника, потерявшего веру в бога, еще больше усиливает атеистическую направленность повести. Фаст стремится 1 Сгр. 61. 2 Стр. 38. 3Стр. 38. 236

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=