УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

щенников являются великолепным примером его сатириче­ ского искусства. Пастор, собеседник судьи, нарисован в духе лучших традиций Возрождения и XVIII века. Он один из немногих героев повести, которых не волнует пред­ стоящая казнь заключенных. Писатель вскрывает всю фальшь христианского учения о милосердии и любви к ближнему. Черствый и самодовольный служитель церкви объявляет судью, палача Сакко и Ванцетти, исполнителем воли божьей. Всякое проявление сочувствия к Сакко и Ванцетти вызывает его гнев. С редким художественным лаконизмом при помощи двух фраз Фаст вскрывает лице­ мерие пастора. Когда судья произносит погромнуюрасист­ скую речь, пастор на словах не соглашается с ним. Но Фаст иронически подчеркивает противоречие между слова­ ми пастора и тоном, которым они были сказаны. „Боюсь, что ненависть—это грех,— сказал пастор почти с сожале- нием“ *. Затем он отбрасывает всякое притворство и пока­ зывает свое настоящее лицо реакционера, расиста, смертель­ но ненавидящего борцов за освобождение рабочего класса. „Кто сказал, что грешно ненавидеть слуг дьявола?—ска­ зал пастор, довольный, что он снова может принести уте­ шение" 2. Характерен образ католического священника, явившего­ ся исповедовать приговоренных к казни. Он олицетворяет ненависть церкви ко всему прогрессивному и ее пораже­ ние в борьбе с передовым революционныммировоззрением. Патер не решается сделать попытку обратить души Сакко и Ванцетти к богу, его страшит встреча иразговор с ними. Но вся заученная казуистика оказывается бессильной даже в борьбе с невежественным вором Мадейросом, которому Сакко и Ванцетти помогли преодолеть его религиозные предрассудки. Фаст показывает лицемерие религиозной фразеологии о любви к ближнему, о сострадании в устах людей, одобряю­ щих смертную казнь невинно осужденных. Но в образе католического священника есть одна неестественная черта, искажающая его реалистический образ. По воле автора, священник сравнивает казнь Сакко и Ванцетти с казнью Иисуса Христа. Едва ли подобное сравнение могло прийти в голову реакционеру, о котором говорится на той же ' Стр. 43. 2 Стр. 43. 231

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=