УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

«ей жизни поступок: пишет письмо, в котором доказывает невиновность Сакко и Ванцетти в приписываемом импре­ ступлении, признавая свою вину, пытается спасти их. Глубоким лиризмом проникнуты главы повести, описы­ вающие обращение Сакко и Ванцетти с Мадейросом, их влияние на него. Здесь автор проявил много чуткости и понимания душевной красоты. Действительно, прекрасны люди, забывающие о своих страданиях, о близости собст­ венной смерти, чтобы утешить более слабого. Сакко и Ванцетти были первыми людьми, которые не презирали и не»преследовали Мадейроса, для которыхонбыл равным че­ ловеком, нуждающимся в помощи. Они хотят помочь Ма­ дейросу победить страх смерти, заставить его по новому смотреть на себя и на окружающую действительность. Мадейрос, наконец, понимает, что в совершенных им пре­ ступлениях, в том, что его жизнь сложилась именно так, виновато буржуазное общество. И вот происходит резкая перемена. Мадейрос преодолевает свой страх смерти. Он теряет свою веру в бога. Большое впечатление производит на читателя сцена раз­ говора Мадейроса со священником, в которой он отказы­ вается от исповеди. „Ведь если я не боюсь смерти,—гордо заявляет Мадейрос,—значит я не боюсь того, что будет после смерти1\ В этой сцене невежественный вор Мадей­ рос одерживает блестящую моральную победу над заучен­ ным лицемерием реакционного служителя религии. Небы­ валую силу дает ему сознание того, что его жизнь прошла не напрасно. Смысл жизни Мадейрос видит теперь в при­ знании своей вины, в попытке спасти Сакко и Ванцетти. В момент казни Мадейрос ведет себя с гордым и спокой­ ным достоинством. Презираемый всеми отщепенец, мучи­ мый звериным страхом смерти, в последний миг своей жизни обретает настоящее человеческое величие. Большое место в повести занимают образы врагов Сакко и Ванцетти, представителей реакционной Америки. Вся страстная ненависть писателя-коммуниста к врагам рабоче­ го класса отразилась в нарисованных им фигурах. Эта галерея отрицательных образов блестяще демонстрирует талант Фаста-сатирика. Основной метод, которым пользует­ ся здесь писатель,—сатирический гротеск. Перед читателем вполне реальные исторические лица, действительные уча­ 1 Стр. 57. 229

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=