УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6
«ей жизни поступок: пишет письмо, в котором доказывает невиновность Сакко и Ванцетти в приписываемом импре ступлении, признавая свою вину, пытается спасти их. Глубоким лиризмом проникнуты главы повести, описы вающие обращение Сакко и Ванцетти с Мадейросом, их влияние на него. Здесь автор проявил много чуткости и понимания душевной красоты. Действительно, прекрасны люди, забывающие о своих страданиях, о близости собст венной смерти, чтобы утешить более слабого. Сакко и Ванцетти были первыми людьми, которые не презирали и не»преследовали Мадейроса, для которыхонбыл равным че ловеком, нуждающимся в помощи. Они хотят помочь Ма дейросу победить страх смерти, заставить его по новому смотреть на себя и на окружающую действительность. Мадейрос, наконец, понимает, что в совершенных им пре ступлениях, в том, что его жизнь сложилась именно так, виновато буржуазное общество. И вот происходит резкая перемена. Мадейрос преодолевает свой страх смерти. Он теряет свою веру в бога. Большое впечатление производит на читателя сцена раз говора Мадейроса со священником, в которой он отказы вается от исповеди. „Ведь если я не боюсь смерти,—гордо заявляет Мадейрос,—значит я не боюсь того, что будет после смерти1\ В этой сцене невежественный вор Мадей рос одерживает блестящую моральную победу над заучен ным лицемерием реакционного служителя религии. Небы валую силу дает ему сознание того, что его жизнь прошла не напрасно. Смысл жизни Мадейрос видит теперь в при знании своей вины, в попытке спасти Сакко и Ванцетти. В момент казни Мадейрос ведет себя с гордым и спокой ным достоинством. Презираемый всеми отщепенец, мучи мый звериным страхом смерти, в последний миг своей жизни обретает настоящее человеческое величие. Большое место в повести занимают образы врагов Сакко и Ванцетти, представителей реакционной Америки. Вся страстная ненависть писателя-коммуниста к врагам рабоче го класса отразилась в нарисованных им фигурах. Эта галерея отрицательных образов блестяще демонстрирует талант Фаста-сатирика. Основной метод, которым пользует ся здесь писатель,—сатирический гротеск. Перед читателем вполне реальные исторические лица, действительные уча 1 Стр. 57. 229
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=