УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

клинает губернатора именем егожены и детей спасти Сакко и Ванцетти. Но нам кажется, что образ Сакко, созданный в этой картине, слишком слащав, слишком сентиментален. Правильно ли говорить об исключительной кротости рево­ люционера, о том, что он не обидит даже муравья? И со­ всем странно звучит в устах жены Сакко, человека, разде­ ляющего взгляды своего мужа, сравнение его со святым Франциском. Говард Фаст вводит в свою повесть ряд образов друзей Сакко и Ванцетти. Это простые -люди Америки: рабочие, коммунисты, профсоюзные лидеры, представители прогрес­ сивной интеллигенции. Они появляются на страницах пове­ сти лишь в тот момент, когда их жизнь оказывается свя­ занной с жизнью Сакко и Ванцетти. Большинство из них фигурирует только в одной главе. Вот рабочин-негр, один из героев 8-й главы. Это рядовой представитель своего класса и своего народа, человек далеко не самый передо­ вой. Говард Фаст нарисовал запоминающийся образ амери­ канского труженика, одного из тех простых людей, о ко­ торых с такой симпатией говорит Ванцетти. Чувство про­ летарской солидарности побудило его приехать в Бостон, чтобы чем-то помочь Сакко и Ванцетти. И негр остается, честным рабочим до конца. Он отказывается принять уча­ стие в гнусной провокации. Он хорошо знает, что это будет стоить ему потери работы, страшных истязаний со сторо­ ны полицейских, для которых негр вообще не человек. И все-таки он не становится предателем. Сцена избиения негра— одна из самых ярких обличительных сцен повести. Фашистские методы расправы с народными массами, прак­ тикуемые в США, здесь показаны ярко и правдиво. К числу друзей Сакко иВанцетти относится и писатель,, изображенный в повести. Трудно сказать, кого из писате­ лей современной Америки имел в виду Фаст, создавая этот образ. Да это и не так важно. Очевидно, автор не хотел нарисовать портрет кого-нибудь из своих современников, а стремился создать обобщенный образ передового, демо­ кратического американского писателя. С этой задачей Говард Фаст не справился. Особенно это заметно при сравнении писателя с другим эпизодиче­ ским образом, негра-пикетчика. Как мы уже говорили, негр- пикетчик по-настоящему типичен и выразителен: читатель ясно представляет себе его внешность, его психологию, верит, что он сказал именно те слова, которые вложил в. 224

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=