УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ВЫПУСК 6

„Подвиг Сакко и Ванцетти“ занимает особое место в творчестве американского писателя. Тема повести—казнь рабочих-революдионеров Сакко и Ванцетти, совершенная по приговору американскогоправительства 22августа 1927 г. Своеобразие повести „Подвиг Сакко иВанцетти“ заклю­ чается в том, что главными героями ее являются истори­ ческие лица Николо Сакко и Бартоломео Ванцетти. До сих пор в творчестве Говарда Фаста исторические лица играли только второстепенную роль (Шерман и Шурц в „Послед­ ней границе1*; Грант в „Дороге свободы" и т. д.). Работа над образами Сакко и Ванцетти поставила перед амери­ канским писателем очень трудную задачу: проникнуть в духовный мир хорошо известных истории людей. При этом исторически точное повествование не должно было отри­ цательно сказаться на создании глубоко типичных образов рабочих-революционеров, жизнь и смерть которых стала для трудящихся всего мира символом стойкости и мужества в борьбе за свободу. Фаст посвятил свою повесть „тем мужественным аме­ риканцам, которые сегодня, как и вчера, предпочитают тюрьму и даже смерть измене земле, которую они любят, принципам, в которые они верят, измене народу, который вручил им свои надежды". Эти вдохновенные слова опре­ деляют идейное содержание повести, в которой навеки запечатлен подвиг двух американских рабочих, итальянцев по происхождению. Они стали эпическими героями, бла­ годаря верности своим принципам, идее борьбы за свободу рабочего класса. Вся повесть построена на резком контрасте. На одной стороне стоят положительные герои повести: Сакко и Ван­ цетти, приговоренные к казни, их многочисленные друзья— простые люди Америки, народы всего мира. На другой- враги Сакко и Ванцетти: президент США, губернатор штата Массачусетс, судья, начальник тюрьмы, предста­ вители реакционного духовенства, фашистский „дуче* Муссолини. В их руках вся власть: правительство, суд, полиция. Своей расправе над Сакко и Ванцетти они лице­ мерно хотят придать видимость законности. Но всем содер­ жанием своей повести, многочисленными использованными в ней официальными документами, ее образами писатель показывает, что казнь Сакко и Ванцетти была сознатель­ ным, преднамеренным убийством. Это ясно даже профес- сору-юристу, человеку, далекому от борьбы рабочего 215

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=